I
Ненавижу эту жизнь!?
Почему я родился в такой бедной семье?! Мама моя простая уборщица. Она сутулая, некрасивая. То ли дело мамка Ваньки Жукова. Тётя Вера всегда причёсана, молодая, красивая, у неё длинные изящные руки. И работает тётя Вера учительницей музыки, играет хорошо на фортепиано. Моя же мама вечно будет ходить с тряпкой в руках, возмущаться, что кто-то наплевал на пол и будет ругать меня разными бранными словами, когда я получу очередную «двойку».
Я стесняюсь своей мамы. Я её стыжусь! Лишний раз я не хочу с ней вместе пройтись по улице, я не люблю, когда она приходит к нам в школу на праздники, она всегда наденет какое-нибудь старое-престарое платье, её обсуждают другие мамы, но она не слышит этого или только делает вид…
Денег у нас вечно нет, поэтому вещи я тоже ношу чужие, потасканные, они передаются мне в наследство от двоюродных братьев и сестёр… лишь раз в год мама покупает мне новые джинсы, куртку. Об игрушках я вообще молчу. Они также мне достаются по наследству: солдатики с оторванными руками или ногами, сломанные автомобили, пушистые зайцы и коты, которые безглазые… нет у них глаз… и всё!
Я всем завидую. Завидую Ваньке, что он такой ухоженный, прилизанный, всегда приходит в школу в красивых костюмах, завидую Мишке, что у него есть отец и тот часто его катает на машине, завидую Машке, что она младшая в семье и с ней все носятся, «сдувают с неё пылинки», кажется, так говорила моя бабушка.
Папа мой умер. Он был лётчиком и погиб при выполнении важного ответственного задания. Так мне рассказала мама. Я не знаю, правда это или нет.
Мне десять исполнилось в апреле. Я уже не всему верю. Я постоянно злюсь, но знаю: ничего не изменится! В ближайшее время точно. Денег также не будет хватать, также мы будем кушать макароны с яйцами, также мама будет считать копейки, также я буду ходить в обносках.
Но школу надо окончить! «Без образования никуда!» Так тоже говорит мама. А мне кажется, чем больше учишься, тем больше делаешься дураком. Кому пригодятся в жизни эти глаголы, деление трёхзначных чисел, круговорот вещей (ой, веществ) в природе?! Всё полная мура!
II
В четверг Ванька Жуков получил три «пятёрки»! По разным предметам. Первую «пятёрку» Ванька получил по литературе. Почти на каждом уроке чтения мы читаем вслух произведения: сказки, рассказы, стихотворения разных писателей. Как у них только хватало терпения писать разную дребедень?! Что хорошего в этих зелёных листочках-лепесточках, в вишенках, берёзоньках, рассветах, когда жизнь совершенно устроена по-другому?! Чему нас учат – не понимаю.
Ваньку спрашивают часто. Он читает красиво, выразительно, получает «пять» и сияет как помидор. Какой он всё-таки дурак! Хоть и умный. Я даже если радуюсь, стараюсь не улыбаться, чтобы на меня не смотрели как на маленького. Это мне тётя, одна из маминых подруг, сказала как-то: «Меньше улыбайся, будешь меньше казаться наивным!» Тётя эта работает на почте, наверное, знает больше, чем мама…
На втором уроке Ванька решил задачу у доски. Задача несложная, всего-то в два действия, я бы её тоже легко решил, но меня Анжелика Борисовна не спросила. Меня почему-то всегда спрашивают, когда я хуже знаю, может, меня просто не любят и хотят завалить?!
На третьем уроке Ванька рассказал без запинки правило написания гласных после шипящих. Учительница похвалила его и, как всегда, привела в пример.
– Всегда нужно готовиться к урокам так, как Ваня! – сказала нам Анжелика Борисовна.
Я тоже решил после таких слов испробовать судьбу и поднял руку. Готов я был хуже, ответил на «четыре». Меня не похвалили, хотя «четыре» тоже хорошая отметка, но это не «пять» и сиять как фарфоровый чайник я не стал, просто забрал с учительского стола дневник, просто сел на своё место.
Продолжился урок, мы писали много разных слов, наподобие таких: «щётка», «расчёска», «шов» и говорили, как они пишутся и почему. Я же незаметно для себя засмотрелся на Ванькин пенал. Пенал у него был с двумя отделениями, на его главной стороне был изображён большой красивый автомобиль – «Мерседес». Когда я вырасту, я обязательно буду ездить на Мерседесе, вообще я буду жить хорошо, у меня будет много денег, жена красивая, я буду ей покупать много красных платьев и туфель, а главное…
– Снегирёв! Ты что это замечтался?! О чём думаешь?!
Снегирёв – это моя фамилия. Да, да я обычный снегирь, который живёт в России зимой, питается ягодами, а Жуков он же, есть же…
– Почему в тетради нет последних трёх слов?! Объясни причину!
Другой бы на моём месте сказал: «У меня болит голова!»
Но я не такой. Я гордый, поэтому просто промолчал.
– Садись! «Два»!
Что-о-о?! Из-за такой ерунды ставить «два»!? Она что совсем озверела, долбаная училка?! Ну всё, мать мне точно намылит шею, когда узнает о «паре».
Я думал на этом неприятный разговор окончится, но не тут-то было! Анжелика Борисовна продолжила меня стыдить.
– Вот посмотри на Ваню Жукова, самый лучший ученик в нашем классе, старается, трудится, тетради всегда опрятные, ворон не ловит как некоторые…
Злость с каждой секундой закипала во мне сильнее.
Я понимал, что завидую, жутко завидую Ваньке, хоть и сам неплохо учусь, но я не отличник, хорошист, я ненастолько хорошенький, опрятненький…
Вскоре прозвенел звонок с урока. Все стали выходить из класса, предпоследним уроком должна была быть физкультура, после неё – окружающий мир. Анжелика Борисовна тоже вышла, её кто-то позвал по делам.
Я подошёл к Ванькиной парте и схватил его пенал, прижал пенал к своему сердцу. Оно начало колотиться. Я спрятал пенал в свой портфель и побежал быстрее в спортзал.
Радостное волнение и веселье поселились в душе! Именно так я подумал, хоть и не поэт, как Светка Кубрякова, которая то и дело пишет какую-то ерунду: «Цветики-конфетики, слоники-батоники!» Не понимаю, зачем ради такой чуши портить бумагу?!
III
Разгоряченные, мы примчались с физкультуры. Я немного задержался: ходил в столовую выпить воды. Едва я вошёл в класс, как раздался звонок на урок.
Ванька, бледный и испуганный, что-то тихо проговорил Анжелике Борисовне. Из-за шума в классе я не расслышал его слов.
Урок окружающего мира начался с того, что учительница строго проговорила, обращаясь ко всем нам: «Дети! Произошла неприятность! Потерялся пенал Вани Жукова. Никто из вас не видел, случайно, его?»
Анжелика Борисовна старалась говорить спокойно, но чувствовалось, что голос её слегка дрожал.
Первым отреагировал Санька Морозов. Он самый отзывчивый из нашего класса.
– Нет, мы не видели, – сказал он. – Пусть Ваня проверит у себя внимательно в портфеле. Пенал, наверняка, затерялся между книг.
Следом за Саньком несколько человек проговорили: «Правда, пусть проверит!»
Ванька в ответ глубоко вздохнул.
– Уже проверял два раза, – убитым голосом произнёс он.
– Вань, а может ты его в спортзал захватил?! Может, там оставил?! – предложила свою версию наша поэтесса Света Кубрякова.
– Я не беру пенал на физкультуру…
Все замолчали. Молчание длилось от силы минуты две, но мне показалось, что прошла целая вечность. Я переживал, но старался не подавать виду.
– Дети! – устало проговорила Анжелика Борисовна. – В нашем классе произошло ужасное… У нас появился вор. Я такого не ожидала, дети!
Мне показалось, что после таких слов наша учительница расплачется. Мне стало стыдно. Но я не спешил признаваться. Не готов был к этому. Да глупо бы было… в этот момент…
– Я думала вам можно верить, но вам верить нельзя. Доставайте все свои портфели!
– Зачем? – удивился Горбунов Егор. Он всегда любит задавать вопросы «зачем», «почему», «когда». Бывает Анжелика Борисовна скажет: «Пишем контрольную работу!» А Егор тут же пролепечет: «Зачем?!»
– Будем проверять содержимое!
Руки мои задрожали. Я никак этого не ожидал!
Что бы придумать? Что бы придумать?
Я сижу возле окна. Я сижу в первом ряду за третьей партой.
«Неужели с нашего ряда начнётся проверка?!»
Анжелика Борисовна начала проверку с третьего ряда. От сердца отлегло. Учительница проверяла портфели долго и тщательно. Время тянулось медленно.
«Отпроситься что ли?! – мелькнула мысль. – Но как я выйду в коридор с портфелем? Особенно сейчас…»
Незаметно были проверены все портфели третьего ряда. Анжелика Борисовна перешла ко второму. Все молчали, не произносили ни слова, словно все были ворами… Боже мой! Неужели я …
Я боялся пошевелиться, открыть замок портфеля, сразу заподозрят, заметят. «Боже! Придумай что-нибудь!» – я поднял глаза вверх. Может, там кто-то есть, кто сейчас меня защитит? Избавит от любых разборок, разговоров.
Анжелика Борисовна приблизилась к нашему ряду. И вдруг… раздался звук сирены. Я облегчённо вздохнул.
«Пожарная тревога! Пожарная тревога!»
Ненастоящая, учебная, но надо бежать, строиться.
– Строимся парами и выходим! – скомандовала Анжелика Борисовна. Все начали строиться.
– Димка! Ты что, уснул?! Давай, выходим быстрее!?
Димка – это я. Вечно Машка суёт нос не в своё дело! Вечно она лезет со своими ненужными комментариями.
Я успел незаметно вытащить пенал и спрятать его в пакет из-под ботинок. Пакеты учительница не проверяет. Проверяет только портфели. Надеюсь, пронесёт…
Мы вышли из класса, построились на территории школы, подышали пять минут свежим воздухом, после чего вернулись в класс вновь.
После улицы поднялось настроение. Но проверка всё же продолжилась. Как я и предполагал, в портфеле моём ничего не нашли. Вскоре раздался звонок с урока. Анжелика Борисовна не стала нас задерживать, пригрозив, правда, внеплановым родительским собранием, на котором будет выяснять, кто из нас вор, уже с нашими папами и мамами.
Вырвавшись на свободу, я вдохнул всей грудью глоток свежего воздуха.
IV
Я быстрым шагом пошёл домой. Задерживаться нисколько не хотелось! Как никак я был преступник, вдруг меня поймают, вдруг заметят пенал в пакете, вдруг…
– Мальчик! – услышал я сзади себя надрывный девчачий голос и оглянулся.
Ко мне подбежала девочка лет восьми. Синяя вязаная шапочка с бубенчиками, коротенькое жёлтое пальтецо, резиновые сапоги, на них изображения лисички…
– Небогатая, как я! – быстро мелькнула в голове мысль. – Наверняка, донашивает одежду старших братьев и сестёр!
Пока я думал, девочка взволнованно пробормотала:
«Мальчик, там… пятиклассники…нападают… преследуют меня третий день… я боюсь… защити меня… если сможешь…»
– Где нападают?!
Я решительно взял девочку за руку и пошёл вместе с ней навстречу опасности… Или я так подумал, что опасности?!
Хулиганов было двое, пацаны чуть выше меня ростом, пятиклассники. Я их узнал: одного звали Борька, а второго – Мишка. Типичная шпана! Их многие боялись!
Я напал на них почти сразу. Мы начали драться. К счастью, я занимался уже третий год в секции карате, это меня спасало. Так бы я не смог… а может, просто бы не стал…
Девочка наблюдала за происходящим со стороны. В разгар драки Борька задел своей косой ногой мой пакет. Пенал предательски выскочил. Я хотел было уже положить его обратно, как вдруг…
– Вон он… мой пенал! С «Мерседесом»! Во он, на земле лежит! Мой родименький, любимый пенал!
Ванька Жуков вместе с Кубряковой Светкой подошли к нам.
Драться мы перестали. Мой одноклассник взял в руки пенал, прижал его к себе.
Я растерялся, не зная, что говорить.
Ванька был доволен тем, что нашёл пенал. Ему, как мне казалось, было совершенно всё равно, почему пенал оказался именно здесь, на земле.
Светка же Кубрякова удивлённо воскликнула: «Дим, а как тут пенал оказался! Ты его нашёл?! Или…»
Дальше Светка говорить побоялась…
На выручку мне прибежала девчонка, та, за которую я заступился
– Это они украли. Они! Я точно знаю! – закричала малышка, необдуманно показывая на Борьку с Мишкей. – А мальчик вот этот… – девочка показала на меня. – Он меня спас, защитил. Он герой! Это всё они!
– Врёт она! – буркнул недовольно Борька. – Ничего мы не крали! Пенал откуда-то выпал. Я не понял, откуда!
– Не верьте им! Они хулиганы! Это они!
Мне было до безумия приятно, что за меня так яростно заступается девочка. Но больше всего мне хотелось исчезнуть, испариться!
Светка недоумённо смотрела то на ребят, то на меня, то на первоклашку (или второклашку, точно не знаю). Ванька продолжал ликовать оттого, что нашёл пенал. Я же пробормотал как будто не своим голосом: «Мне надо срочно идти! Я пошёл! На секцию опаздываю!»
Оставив в недоумении сразу несколько человек, я пошёл в сторону дома, облегчённо вздохнув. На душе скреблись кошки и в то же время было приятно… смешанные были чувства. Я был очень рад, что сумел отвертеться, пусть нелепо, как будто понарошку, но зато теперь никто не скажет, что я…
– Это ведь ты украл пенал! – услышал я чей-то голос. Я оглянулся! Но нет, показалось! Голос этот звучал в моей голове. Может, я начал сходить с ума?! Как-то на уроке окружающего мира нам рассказывала Анжелика Борисовна, что голоса в голове слышат люди больные… Или, на худой конец, колдуны…
Голос прозвучал ещё раз. Значит, не показалось?!
Я оглянулся и увидел своего одноклассника Костю Варанкина. Ехидно улыбаясь, он смотрел на меня.
«Я никому не скажу! Только ты будешь мне должен!?»
«Что? Чего это я тебе ещё должен?!»
«Хочу джип игрушечный на пульт управлении! Достанешь – никому не скажу!»
«Ты что, сошёл с ума?! Какой ещё джип?! У меня денег нет?!»
«А ты укради в магазине. В «Детском мире»!»
«Ты что, дурак?!»
«Да что тебе стоит?!»
Костя внезапно пропал из моего поля зрения. А я уже почти подошёл к своему дому: жил я недалеко от школы, всего в метрах пятиста, дойти мне не составляло труда.
Что только теперь мне делать – я не знал. Ввязался же я с этим пеналом по уши! Надо же было его взять!?
***
Вечером, сидя в зале на диване, мама щёлкала семечки, бросая аккуратно шелуху в глубокую тарелку. Я подошёл к маме и робко пробормотал:
– Мам, а сколько стоит джип на пульте управления?
– Чего?
Мама недовольно посмотрела на меня. Она совсем недавно вернулась с работы, вымыв тщательно полы сразу в трёх подъездах, а тут я… со своими глупыми вопросами!
– Джип на пульте управления, – настойчивее проговорил я.
– Зачем тебе?! – проворчала мама. – У тебя что, игрушек мало? Не маленький ведь уже… И так денег не хватает. Зарплата только через неделю!
Я встал как вкопанный. Но не умею я просить, унижаться, как Белохвостов Егор, который выпрашивает себе «пятёрки», что поделаешь?!
Мама некоторое время молчала, наверное, размышляла про себя над моими словами, после чего уверенно сказала: «Ладно, куплю тебе джип. Подожди, будет восемнадцатого числа зарплата…»
– А раньше нельзя?! – звонким голосом проговорил я.
– Ты что, чокнулся совсем? Ну-ка шуруй в свою комнату, уроки делай!
Когда мама не знает, что мне сказать в ответ на очередную, сказанную мной глупость, она всегда отправляет меня делать уроки.
Вздохнув, я вышел из комнаты.
Я не находил себе места, продолжая мучиться тем, где бы достать этот проклятый джип?!
Дёрнул же меня неведомый чёрт схватить этот дурацкий пенал?!
V
На следующий день в школе Костя первым делом поймал меня в коридоре.
– Ну что, принёс?! – спросил он меня, ехидно улыбаясь.
Я попытался сделать недоумённый вид.
– Что принёс? – сказал я.
– Как что?! Джип на пульте управления.
– Нет! – гаркнул я в ответ.
Внутри меня начинала закипать злость. Кто он такой, чтобы меня унижать, шантамировать… так кажется, это называется…
Пока я размышлял, Костя проговорил строгим голосом:
– Не принесёшь джип через два дня, расскажу всем, сам знаешь, о чём!
– Где я тебе достану джип? – не то со злостью, не то беспомощно сказал я.
– А это уже твои проблемы! Меня это совершенно не волнует!
Я прижал Костю к стенке.
– Гнида! – воскликнул я.
– А за гниду ты ещё ответишь!
Костя ушёл в класс, гордыми и сильными шагами отдалившись от меня.
Я готов был заплакать. Мне ничего не стоило бы подраться с Костей, я бы его одолел в два счёта, он был хлюпиком, но… даже моя сила не могла исправить ситуацию. Такое было со мной впервые.
Я не знал, что делать дальше. Где искать помощи?! К кому обращаться?! Как отвратительно всё-таки, когда ты вляпываешься в такую историю, в которой никто тебе не может помочь, а ещё… когда вообще не с кем поделиться.
В очередной раз я поднял свой взгляд вверх, под самый потолок школьного коридора и прошептал: «Если ты Там есть, спаси меня. Пожалуйста!»
Смахнув набегающие слёзы (хоть бы их никто не заметил, чёрт побери!), я вошёл в класс.
VI
На первом уроке, заметив пенал, лежащим на парте у Вани, Анжелика Борисовна воскликнула: «Ваня! Ты уже нашёл пенал?!»
– Нашёл!
Ванька искренней улыбкой одарил весь класс вместе с учительницей.
– Где же он был?!
Дрожь пробежала у меня по телу. «Что интересно скажет Ванька?!» — подумал я.
– Хулиганы взяли, а Димка Снегирёв отобрал у них… и даже подрался из-за меня!
Святая наивность! Что же с ним будет дальше, лет в тринадцать?!
– Я тоже видела!
Света поддержала слова Димы. Она тоже была очень доброй и понимающей.
«Хоть бы Варанкин ничего не сказал!»
Я скрестил под партой пальцы.
Костя промолчал. Я облегчённо вздохнул.
Анжелика Борисовна подошла к моей парте, погладила меня по голове.
– Молодец, Дима! – сказала она. – Ты настоящий герой! Правильно, надо заступаться за своих одноклассников. Мы все ведь одна семья! Так, ребята?!
Многие ребята кивнули в ответ, лишь Костя, сидящий в соседнем от меня ряду, ядовито и почти неслышно прошептал: «Да уж… в семье не без урода!»
Я показал ему кулак, ощутив ещё больше свою беспомощность.
Весь день Анжелика Борисовна меня хвалила: и когда я отвечал правило у доски, и когда решал задачу по учебнику, и когда рисовал на уроке ИЗО. Столько комплиментов, во всяком случае, в один день, от нашей учительницы я не получал ещё никогда. Было приятно и в то же время стыдно. Смешанные были чувства.
Даже раздражало, что отношение к человеку всегда отчего-то зависит. Не хвалит же она, например, Морозова Петю, который не умеет так хорошо драться как я?! Вообще мне не нравятся именно этим учителя. Тем, что они всегда кого-то выделяют, обожествляют.
А кого-то готовы стереть с лица земли. Даже Ваньку, правда, к моей радости, Анжелика Борисовна сегодня хвалила гораздо меньше. Наверное, он в её глазах стал растеряхой теперь, а я – сильным и мужественным мальчиком. Как это приятно!
Только Варанкину нужно купить долбаный джип. Где же взять деньги? Где?!
VII
Задумавшись о многом одновременно, я шёл по школе, понуро опустив голову.
Топот девичьих шагов раздался в коридоре, чьё-то хихиканье, восторженные возгласы: «Смотри, смотри, это он идёт. Герой! Он меня спас!»
Захотелось куда-нибудь убежать. Не люблю такие восторженные моменты. Не люблю, и всё.
Подняв голову, я увидел, конечно, её, вчерашнюю незнакомку. В этот раз девочка была одета в клетчатое платье. В центре его был красиво вышит кролик.
«Мать что ли портниха?!» – всегда разные мысли резко возникают в голове. Которые совершенно не имеют отношения к делу.
Девочка подбежала ко мне и совершенно бесстрашно обняла меня. «Как всё-таки классно иметь наивность!»
– Мальчик, спасибо тебе, ты меня спас! – искренне проговорила она и, улыбаясь, проговорила, обращаясь к подруге, шедшей с ней рядом, очень полной на вид: «Это Дима, я тебе о нём рассказывала!»
«Откуда она знает моё имя?! Ах, да, Светка же вчера…»
– Дима! Я хочу тебе сделать подарок! Скажи мне, о чём ты мечтаешь! А я тебе это подарю!
Я усмехнулся…
– Да ни о чём я… – начал я было в мыслях говорить, но голос мой меня опередил: «О джипе на пульт управлении!»
Девочка немного удивилась, но тут же торопливо сказала: «Я постараюсь тебе его достать! Сегодня с мамой мы идём, как раз, за игрушками!»
«Не надо!» – захотелось крикнуть. Но я отчего-то оторопел, не сказал ни слова.
VIII
На следующий день Марина (так звали девочку) принесла мне красный блестящий джип и дала в руки отдельно чёрный пульт с батарейками.
Я сказал: «Спасибо!»
И тут же полюбопытничал: «А мама твоя не удивилась, что ты попросила в магазине джип!?»
«Что ты?! – обиженно воскликнула в ответ девочка. – Она, напротив, обрадовалась. Я ей рассказала, какой ты храбрый, смелый, как меня защитил!»
Уши покрылись багровой краской, защипало где-то во рту.
Было стыдно и приятно одновременно.
– Значит семья не такая бедная… – подумал вдруг я. – Раз так легко покупают джип! Не ждут получения зарплаты!
Девочка убежала, а я, глупо улыбаясь, понёс игрушку Варанкину.
«Теперь он от меня отстанет. Слава Богу, всё будет теперь хорошо!» – с надеждой подумал я.
Костя внимательно осмотрел автомобиль. «Капот потрескавшийся!» — проворчал он. Затем сказал что-то совсем ненормальное: «Колёса сдутые! Не подкачал!» А потом и вовсе забубнил: «Что за цвет, красный. Я что, на девчонку похож!?»
Дрожь пробежала по моему телу.
«Машина же красивая, я новую взял!» – жалостно протянул я.
«Не годится!»
Костя зашёл в класс, я не успел даже ничего сообразить, как чуть ли не с порога, мой одноклассник крикнул всем ребятам: «Я знаю, кто украл пенал Вани! Это Димка Снегирёв!»
За этими словами последовала неожиданная реакция.
Девчонки, играющие в «крестики-нолики», прекратили игру; мальчишки, дерущиеся у шкафа, перестали драться. Ребята медленно подошли к нам. Все словно чего-то боялись. Создавалось ощущение, что мои одноклассники стали лишними людьми в нашей истории, которые узнали что-то сокровенное, то, что вовсе не должны были знать. А, возможно, и не хотели…
Лицо Вани покраснело, ему, наверное, и вовсе хотелось провалиться сквозь землю или сквозь пол.
«Он вор!» – упрямо и дерзко повторил Костя.
Девчонки и мальчишки стояли около нас, не зная что в первые секунды говорить, потом посыпались вопросы: «Димка — вор?! Правда что ли?! Вы же говорили бандиты, шпана из пятого «А»?! Так это не Борька с Митькой?!»
«Нет! Нет! Это он! Смотрите на него! Вот машина, которую он мне подарил, чтобы я ничего не сказал! Но я решил не скрывать…»
В кабинет вошла Анжелика Борисовна, увидев всеобщее оживление, она удивлённо воскликнула: «Дети?! Что случилось?!»
Перебивая друг друга, словно щебетали одновременно порядка десяти-пятнадцати воробьёв, мои одноклассники стали говорить… обо мне, о Косте, о Ванином пенале.
Я же почувствовал, как закружилась моя голова.
IX
Очнулся я в учительской. На руках у мамы. В первую минуту, не сообразив, что со мной, где я нахожусь.
– Мальчик мой любимый!
Мама нежно поцеловала меня.
– Ты так всех перепугал! – сказала она мне.
Через несколько минут в учительскую вбежали практически все ребята из моего класса. Девчонки: Света, Ира, Люба гладили меня по голове. Ванька, счастливый, улыбающийся, кричал: «Димка! Мне не жалко пенал! Я тебе ещё могу подарить один. У меня есть дома, красивый!» Алёшка, перебивая Ваню, говорил: «Да ладно, с этим пеналом… Забудем, и всё!» Костя виновато топтался в сторонке.
Со слезами на глазах я посмотрел на своих одноклассников. Одновременно стало и приятно, и стыдно, и защемило в груди.
– Пойдём домой! – сказала мне мама. – Уроки уже почти кончились! Ты почти два часа был без сознания!
Я поднялся с дивана, на котором лежал на руках у мамы, робкой улыбкой улыбнулся ребятам, после чего проговорил: «Я не знаю, как это получилось… это случайно вышло… незаметно… само собой».
Извиняться я не умел никогда! Такой я уж родился человек!
X
Мы шли с мамой по городу. Мёл снег, при том что был уже май. Мама крепко сжимала мою ладонь в своей руке. Она не говорила мне ни слова. А я ждал, что сейчас она начнёт… Но мама молчала. Молчала и смотрела куда-то вдаль.
Когда мы зашли домой, мама поставила передо мной тарелку с макаронами и котлетой. Они были остывшими…
Затем мама принесла на кухню три разных пенала. Они все были с разными рисунками: на всех были изображены разные машинки. На обложке одного пенала красовалась «Ауди», на другом был изображён «Мерседес», на третьем – грузовик.
– Выбирай! – сказала она мне. – Можешь брать … все три сразу и носить их в школу. А джип я куплю чуть позже…
Голос у мамы был спокойный, не обвиняющий, не осуждающий. Скорее, нейтральный.
Я опустился всем своим корпусом на стол и заплакал.
– Не надо, не надо мне пенала и машинок! Ничего мне не надо! Я ничего не хочу! – еле проговаривал я сквозь плач.
– Зачем же ты тогда украл чужой пенал?! – возмутилась мама.
– Разозлился на Ваньку и на учительницу, – пояснил я и, захватив сразу два пенала, выбежал из кухни.
На следующий день я подарил Ваньке сразу два пенала с «Ауди» и с грузовиком. Ванька обрадовался, но взял только один пенал.
– Спасибо тебе! – сказал он мне. И, немного подумав, добавил. – У меня как раз сегодня День рождения.
Я улыбнулся в ответ. День рождения Ваньки четвёртого февраля, а сегодня уже четырнадцатое мая.
Ребята обступили нас и стали с интересом рассматривать пеналы. Много хвалили, искали интересные отделения, восхищались яркими фломастерами, находящимися внутри.
Лишь Костя стоял опять в стороне и жадными глазами наблюдал за всеобщим счастьем.
***
После школы я впервые в жизни возвращался домой с Ванькой. Он позвал меня на концерт в музыкальную школу к ученикам тёти Веры, и я с радостью согласился прийти. Тем более после школы мы договорились помочь моей маме убирать подъезды.
Наконец-то у меня появился друг. Самый настоящий и верный. Не понимаю, почему мне всегда так хотелось подружиться с Костей?!
«В жизни всё происходит не так, как ты ожидаешь!» – сказала нам как-то на уроке литературы Анжелика Борисовна. Кажется, тогда мы изучали рассказ Толстого «Косточка» или Драгунского «Тайное всегда становится явным!», я уже точно не помню. Но помню слова нашей учительницы.
«Прости меня, Ваня!» – говорю я про себя. И люблю в это время всех: и его, и свою маму, и тётю Веру, и Анжелику Борисовну… всех-всех, даже Костю, ведь благодаря ему я понял, кто у меня настоящий друг! И как меня все любят! Хоть я не отличник и не сын учительницы музыки. А просто обыкновенный человек! Которых тысячи, а может миллионы. Ведь неважно, кто ты, а важно жить порядочно и честно. Кажется, это так говорится…
Май – июль 2021 года