Вестибюль музея выглядел аскетично. Выбеленные стены, пол и потолок контрастировали с черной ковровой дорожкой, выстеленной от раздвижных металлических дверей до стойки регистрации. По нему неспешно двигалась группа двенадцатилетних детей во главе с женщиной средних лет, одетой в лабораторный белый халат, затянутый на талии кожаным поясом, отливающим серебром. Дети — школьники, прибывшие на экскурсию на луну. Женщина — наставница, учительница. Как мальчики, так и девочки носили платиново-серые комбинезоны, на которых в районе груди вшили номер, присвоенный при рождении. Д11270 шел позади сверстников, размышляя над вопросом: «Почему я снова оказался здесь?»
«Потому что мама сказала» — мысленно отвечал он на свой же вопрос.
Экскурсионная группа подошла к стойке регистрации. Их встретил человек, напоминающей скелета. Бурая кожа, покрытая пятнами, сжалась, словно сухофрукт. Голова сверкала лысиной, в некоторых местах прикрытой жирными седыми пучками волос. На груди виднелся номер, П24301. Он начал говорить медленно, обнажая беззубые десна:
— Здравствуйте, рад вас приветствовать в музее повседневности двадцать первого века. Меня зовут П24301. Вы записывались?
— Да, — лаконично отрезала учительница. — На двенадцать тридцать по единому земному.
— Ага, — все так же заторможено ответил старик, просматривая что-то на своем планшете и растягивая каждое слово, как резинку, — земляне. Хорошо. Экскурсовод В23451 уже вас ожидает. Пройдите в дверь справа.
За старцем находился прямоугольник, вырезанный в белоснежном снегу. На нем не было ни ручки, ни кнопки или циферблата. Подойдя к нему, учительница спровоцировала запрограммированное открытие, обнажающее анфиладу помещений, наполненных историей. Они вошли внутрь воодушевленные. Все, кроме Д11270.
«Опять. Опять. Опять. Я не хочу слушать про тупых древних тупоголовых, которые жили в грязи и сами чистили себе зубы. Не хочу. Хочу домой. Есть хочу. Ааа. Опять будет этот экскурсовод в очках с большой оправой и с уродским лицом. Хорошо, что М меня не слышит, а то опять лишила бы всех развлечений. Только и может, что ругать меня. А я же ничего такого не делаю. А она только ругает и ругает, злая, ненавижу ее. Поскорее бы вырасти и съехать в свой особняк. Сейчас в нашем двухэтажном жить мучительно. Невозможно продохнуть без их замечаний. Ненавижу, поскорее бы съехать и сюда больше не прилетать. Хочу домой» — подумал Д11270, не заметив, как надул губы в действительности.
— Здравствуйте, дети! — на удивление Д11270 отсалютовала девушка с угольными прямыми волосами и номером В23451 на груди. Ее наряд — халат цвета воронова крыла, затянутый на талии обсидиановым ремнем, отблескивающим сотней мерцающих звезд на свету.
— Здравствуйте, В23451! — хором воскликнули дети.
— Здравствуйте, В23451, — докончила учительница.
— Рада приветствовать благородных сибар на нашей регулярной выставке, посвященной повседневности 21 века. Давайте начнем с ознакомительного опроса. Кто мне ответит, что является отличительной чертой того времени. Чтобы ответить, вы должны поднять правую руку под углом 90 градусов к полу, при этом стоя прямо и не ерзая.
Лес рук выступил перед экскурсоводом. Каждый из десяти детей, за исключением Д11270, поднял правую руку строго по инструкции. Исключительный мальчик, наоборот, скрестил их, изображая активный мыслительный процесс. Его пепельные взъерошенные волосы привлекли внимание В23451. Комбинезон помялся в районе живота и плеч, последние цифры номера едва держались за ткань последними золотистыми паутинками. Учительница, давно борющаяся с повадками Д11270, устало посмотрела на экскурсовода и лениво махнула рукой. Но это не остановило последнюю от зародившейся в ее сознании идеи.
— Д11270? Может ты знаешь ответ, — спросила она, ехидно улыбаясь и смотря на исключительного мальчика. — Все знаю, а ты нет? Странно. Ведь это вы с вашей наставницей проходите на часах истории. Ты же не хочешь опозорить свою учительницу? Я права?
Укол задел наставницу, в глазах которой вспыхнул красный огонек — животная ярость. Кулаки, скрещенные на груди, сжались. Отстриженные ногти впились в ладонь, оставив практически незаметные дугообразные ямы на бледной коже.
— Я вроде помню, но никак не могу сказать слово. То ли злофон, то ли вреднофон. Как-то так, — с напускной наивность ответил Д11270.
— Те-ле-фон. Практически, верно. А вам бы лучше их готовить, В55667. Стыдно такие вещи не знать, — заметила экскурсовод, развернувшись на 180 градусов от детей и наставницы. — Телефон и интернет — злой рок двадцать первого века. Рассадник агрессии и деструктивного поведения, лени и прокрастинации, свойственного среднему классу.
Последнюю фразу она произнесла презрительно, скривив гримасу на лице.
Отстукивая каблуками на все помещение, экскурсовод подошла к первой экспозиции. Перед ней в воздухе висела голубая полупрозрачная голограмма, гласившая: «Помощь жертвам». За металлическим ограждением на скамейке сидела девочка с улыбкой на лице и с многочисленными ссадинами, царапинами и кровоподтеками по всему телу. Ее платье походило на мешок картошки как по цвету, так и по форме. Темно-коричневая ткань не облагала тело, не подчеркивала формы, закрывала ноги, на которых были надеты валенки из шерсти темно-пурпурного цвета, вплоть до щиколоток. Мокрые волосы неуклюжими сосульками спадали до плеч. Позади нее на ветру колыхались яблони и вишни, изображенные на интерактивной доске. Экскурсовод провела по голограмме названия и сменила фон. Теперь по нему плыли слова, собранные в независимые друг от друга сообщения.
— Первая экспозиция — «Помощь жертвам». Люди двадцать первого века много времени проводили в социальных сетях, где делились опытом, навыками, переживаниями и новостями. Многие выкладывали фотографии себя, необычной еды, которую пробовали в ресторанах, домашних животных и прочее. Но бывали и такие, что делились опытом о несчастных случаях, нападениях, избиениях, — с задорной улыбкой проговорила В23451, окидывая взором школьников. — Перед вами как раз один из таких случаев.
Наступила пауза, в которой одна из школьниц подняла руку. Экскурсовод и наставница уставились на нее, ничего не предпринимая.
— П-простите! — не сдержавшись, выкрикнула девочка. — Если она жертва, то п-почему она ул-лыбается? Н-неужели рассказ о своем опыте т-так помогал жертвам?
— Д11232! — выкрикнула учительница, отвесив удар тыльной стороной ладони по затылку нетерпеливой девочки. — Тебе же объясняли, как надо спрашивать. Что мы говорили про нетерпеливость?
— Все нормально. Не надо быть настолько жестокой, — ответила экскурсовод, с наслаждением вытягивая каждое слово. — Д11232 задала правильный вопрос. Вам бы похвалить ее лучше, а вы. Но ладно. В систему образования не лезу, не лезу. Отвечаю на вопрос: нет не помогает. Она делится своим опытом, что облегчить ношу, найти поддержку, но заставило радоваться и улыбаться ее другое. Ведь умные люди в сети: ее друзья, знакомые, родственники и просто неравнодушные — объяснили ей, что она сделала не так. Да-да, вы не ослышались. Она действительно сама виновата. Взгляните на доводы неравнодушных, которые находятся на экран за ней.
В прошлые раз экскурсоводом становил какой-то старик в очках, без энтузиазма зачитывающий тезисы на своей бумажке. Сегодня другой случай. В23451 говорила живо, местами интересно и познавательно, неравнодушно. Поэтому Д11270 с интересом посмотрел за девочку. На экране застыли сообщения:
«а чего она хочет собственно говаря. Посмотри ва что выряделась клоунесса! Конешно, ходиш в таких лохмотьях заслушиваешь удара в нос. Все заслуженно»
«Я ее знаю. Ни парня, ни друзей. Ходит одна по улице. Сама виновата, что без парня. Головой-то думать надо»
«Очевидно, что совсем отбитая»
«Я конечно против насилия или избиение, но бывают ситуации. Может она нахамила кому, выбесила своему парня, мозги ему например полоскала. Все бабы щас одинаковые. Че с них взять»
«Мда. Докотились. Давно пора понять, что не надо ходить одной по улице в вызывающих нарядах. Жаль, что девушки до сих пор понять не могут»
Сообщения продолжались дальше в подобном ключе. Все, включая Д11270, стояли с округлыми от удивления глазами.
— Но как это ей вообще могло помочь? — спросил Д11270. — Это же глупо.
— Разве не очевидно? Глупый тут только ты. Они ей объяснили, что она сделала не так в данной ситуации, а именно: привлекла к себе внимание, ходила в безлюдных местах одна. Она поняла и дальше так поступать не будет. Девочка научилась новому, поэтому сидит радостная. А что вы думаете по этому поводу, В55667? Мнение учителя мне очень интересно.
— Мне все равно, — безэмоционально ответила учительница. — Меня не касается, не мое дело.
— Н-но подождите, — снова вмешалась нетерпеливая школьница. — По такой логике, кто будет виноват, если на город или деревню, где она живет, упадет метеорит?
— Мне кажется, что все очевидно, — серьезно ответила экскурсовод, — она же и будет виновата. О чем она думала, когда рождалась здесь. Ну да, хорошо. Выбрать место и мать она не могла, но кто ей мешал переехать? Она же не дура, за астрономической ситуацией следить надо.
«Да. В прошлые разы такого не было. Какая-то отбитая экскурсовод, несет абсолютную чушь, но слушать так интересно. Не то, что тех стариков, которые читали про мораль, нравственные ценности и справедливость. Может быть сегодня все будет чуть веселее. Хотя то, что она сказала про девочку, мне не понятно. Почему она стала виновной в том, что ее избили, потому что она одета в мешок и ходила без парня. Ведь виноват тот, кто ударил, а не тот, кто просто проходил мимо и взбесил какого-то неадекватного психа своим внешним видом.» — подытожил исключительный мальчик, направляясь за В23451, которая поплыла, огибая поддерживающие потолок мраморные колонны, к следующей экспозиции.
Они двигались неспешно, не сходя с черной ковровой дрожки, указывающей правильное направление в сквозном коридоре из помещений. Пройдя через очередной арочный проем, школьники оказались среди миллионов светящихся точек, отблескивающих в безднах космоса. Пол и стены комнаты покрыты всепоглощающим черным цветом, а потолок издает яркое свечение, разрушая эффект погружения. Над головами детей расположилось изображение страницы из популярной социальной сети 21 века. На аватарке — девушка с яркими малиновыми губами и темно-фиолетовыми косичками, обнажающая белоснежные зубы в улыбке. Рядом — подпись, «Психолог, астролог, нумеролог, хиромант». Под этим виднеется кусок списка услуг, далее — фотографии, на которых другие люди улыбаются, пожимая руку «психологу». Как только последний школьник пересек порог помещения, изображение сменилось на одну из фотографий. Рядом с ней подпись.
«Сегодня помагла еще одной бедолаге. Знакомьтесь с Крисстиной. Она с самаго ранего детства страдала асмой, ей было тяжело дышать без ингаллятора. С возрастом ей это надоела и она ришила обратится к специалисту, комне. Для миня сразу стала очевидна что дело в психологической травме радителей а имеено матери. Я установила, что мама всигда страдала от нехватки имоций любви и ласки. Никто ее ниобнимал, ницеловал, а муж избивал. Это атаразилось и на рибенке, которому стало нехватать воздуха чтобы нармально жить, как маме нихватало люблю чтобы жила любовь в симье. Мама изминяла мужу, чтобы зокрыть жажду любви а Крисстина изминяет воздуху с ингалятором чтобы зокрыть жажду воздуха. Изучайти психосоматику друзия!»
— «Интернет психологии». Именно такое название носит данная экспозиция. Космическая тематика здесь не просто так. Смотрите далее, — экскурсовод провела по стене рядом со входом, и изображение и текст на потолке сменились. Там стояли два других человека: лысый мужчина, обвешанный причудливыми амулетами и браслетами, повторяющими формы пятиконечной звезды и полумесяца, и совсем юная девушка, возможно школьница. Они смотрели в небеса над своими головами, держась за руки.
— Как вы думаете, что они делают? — спросила экскурсовод, расплывшись в ехидной улыбке.
— Мол-лются? Р-раньше верили в б-бог-гов, — ответила нетерпеливая девочка.
— Ждут, когда на них упадет метеорит, — пробурчал Д11270.
Группа захихикала, испытав на себе властный взгляд наставницы.
— Тихо! — взорвалась последняя.
— Тише, наставница. Смешно, Д11270, но оба ответа неверны. Они просят у вселенной. Если быть точнее, то посылают в космос запросы, чтобы последний исполнил их мечты. Но тут важно учитывать, что правильно просить у космоса, могли те самые интернет психологи.
— Как так? Посылали сигналы и шли что-то делать? — в недоумении спросила остывшая учительница.
— Нет. Просто посылали сигналы и ждали, пока что-то произойдет.
Дети с наставницей удивленно посмотрели на экскурсовода.
— Далее, — она снова провела рукой по стене.
Изображение сменилось на рекламный пост. На нем счастливый с виду мужчина купался в море из купюр. Весь его вид отражал успех: деловой костюм, лакированные туфли, золотые часы на запястье. Но при этом со временем становилось заметно, что костюм изношен, туфли явно на размер больше, чем необходимо, а на золотых часах нет циферблата. Над головой мужчины большими позолоченными буквами выведена фраза:
«Хочешь также? Записывайся на курсы личностного роста. Построю цели на жизнь и бизнес план будущего бизнеса. Помогу с раскруткой существующего»
— Вот еще один пример интернет психологов по личностному развитию. Данные лица, не обладающие в некоторых случаях даже высшим образованием, рассказывали людям, как жить. Собирали конференции на самых дорогих курортах того времени с лозунгом: «Чтобы быть богатыми, надо думать, как богатый».
— Я правильно поняла, что они предлагали людям помощь в зарабатывании денег, при этом организуя мероприятия на курортах, не доступных преобладающему большинству среднего класса. Как и им самим, — уточняла наставница.
— Да. Все именно так.
— Они правда помогали? — спросил Д11270.
— Конечно! Люди сразу верили, что вот оно — чудо, необходимый толчок для будущего. Они бросила работу, учебу, семью. А пройдя курс, сами становились интернет психологами.
— Они плодили сами себя?
— Да. Обращались к космосу пачками. Раньше же космических кораблей на орбитах в таких количествах не было. Пробиться сквозь пустоту было просто. Подумал, и мысль пошла куда-то далеко. А после они шли на разбор детских психологических травм, которые вызывают проблемы со здоровьем: рак, аутизм, шизофрению, отмирание тканей, туберкулез, отсутствие половины тела и тому подобное, — без тени иронии ответила В23451
— Они уже тогда могли лечить такие серьезные заболевания и без специального оборудования! — вскрикнула нетерпеливая девушка без запинок и заикания.
— Эти могли. Пройдемте далее. Кажется, что тут все очевидно.
«Действительно все очевидно. Интересно, как долго они стоят и ждут, пока космос им ответит. Знают ли они, что не являются антеннами в другой мир. Особенно, потому что умеют думать и хотеть. Хотя они верят, что часть тела отсутствует из-за психологических детский проблем. Они были обречены на погибель с самого начала», — внутренне согласился Д11270.
Дети покивали головами. Экскурсовод облегченно вздохнула и двинулась вперед.
Группа вышла из космических пространств и очутилась в пустом помещении. Белоснежная комната освещалась ленточными светильниками, замещающими плинтуса между потолком и стенами. Они источали холодный свет, который отражался от белых поверхностей и визуально увеличивал площадь. Экскурсовод нажала на кнопку, слившеюся со стеной слева от входного проема, и вместо проходов возникли такие же белые стены. Школьники оказались в комнате без окон и дверей.
— Продолжим. Завершающая наше трио связанных с пагубным влиянием интернета событий экспозиция. Она не имеет названия официального, но я ее называю. Ммм. О! «Почему они зависимы от него». Под ним имею в виду злофон, — В23451 подмигнула Д11270, — сейчас вы все сами увидите.
Она снова нажала на кнопку, и по комнате поплыли голограммы. Сначала неразборчивые, они обретали четкость и смысл. Перед детьми возник компьютерный стол. Появился стул и компьютер. Свет стал более теплым, и на его фоне мебель приобрела оттенок молочного дуба. С противоположной стороны выросла тяжелая деревянная темно-коричневая дверь. Все светильники превратились в плинтуса, а в центре комнаты, словно сталактит, свисала на проводах одинокая лампочка накаливания. Помещение постепенно преобразилось в спальню школьника 21 века. Горы тетрадок, учебников, ручек и колпачков хаотически появлялись на столе и вокруг на полу. Возникнувший из воздуха школьник открыл рюкзак, лежавший на стуле справа от стола, и достал тетрадки. Д11270 решил, что они нужны для языка, который тогда изучали, так как на первой страницы красовались голубоватые параллельные линии на белом фоне. Пришелец из прошло распахнул одну из тетрадок и учебник, который следом достал из рюкзака.
— Добро пожаловать в спальню школьника двадцать первого века. Здесь вы видите все атрибуты: тетрадки, учебники, ученика и телефон. Последнее — самое главное. Вы сейчас поймете почему.
Группа заметила на столе отражающий свет темный прямоугольник, телефон. Он завибрировал, экран вспыхнул на секунду и снова погас. Пришелец отстранился от тетрадки и жадно схватил телефон. Он проверил личные переписки, выключил его и снова приступил к урокам. Раздался второй сигнал — мальчик, не раздумывая, отбросил язык и погрузился с головой в устройство. Сцена повторилась раза два, пока школьник окончательно не утонул в свечении экрана. К тетрадке он не прикасался и шептал:
— Потом. Завтра сделаю. Времени много.
— Знакомьтесь, дети, с вашим сверстником. У него на груди еще нет номера, так как в прошлом у детей, как в принципе и взрослых, были непрактичные и не индивидуальные имена. Давайте для простоты будем называть его Д, чтобы вам было легче понять, что он, по современным правилам, считается ребенком.
Школьники облепили Д полукругом, пытаясь разглядеть то, что последний видел на экране телефона.
— Д в данным момент увлечен короткими видео. О! Сейчас ему пришло сообщение от одноклассницы, которая хочет узнать, что задали. Следом уведомление о выходе нового видеоролика у, так называемого в те времена, блогера — человека, который создавал видеоролики в интернете. Что же тут еще? Конечно. Мобильный игры. Да, да, дети, не удивляйтесь. Раньше игры могли запускать на таких примитивных устройствах. Но они сами были примитивными.
Группа наблюдала, как одно уведомление или сообщение сменяется другим. Они видели, как голографические пальцы Д перескакивают от одной иконки до другой.
— Учиться он планирует? — решила вмешаться учительница.
— Когда? Посмотрите, сколько всего необходимо сделать в телефоне. На сообщение ответить, новый уровень пройти, домашнюю работу посмотреть, оценить новые короткие и длинные видео. Времени на учебу просто не остается.
— Нам бы так жить, — невзначай проговорил Д11270.
Школьники сдержанно обменялись понимающими взгляда, не желая видеть гнев наставницы еще раз.
— Тихо, Д11270, — она ударила его по затылку, — никаких также. Даже думать не смейте! Я удивляюсь, как раньше вообще чему-то могли обучить, если дети в школах думают только о пресловутых телефонах.
— Дело не только в детях, В55667. Родители точно такие же. Приходили с работы уставшие. Более продвинутые в информационном плане утыкались в телефон, как наш Д. Менее продвинутые уходили с головой в телевизоры, откладывая дела на потом.
— Что тут такого? Отдыхать тоже надо, разве нет? — поинтересовался исключительный мальчик.
— У тебя только одно на уме, Д11270! — вспылила наставница. — Развлечения и еда. Жаль, что в этом списке нет времени для учебы.
— Отдыхать действительно надо, но и про дела забывать нельзя. Неужели вы правда думаете, что завтра у него хватит духу вылезти из интернета, чтобы написать сочинение. В итоге все приходило к тому, что сочинение они списывали оттуда же, из интернета, не развивая себя. В прошлом существовали такие сервисы.
— Это просто возмутительно! Да сегодня за такое отношение к учебе. Ах! — прорычала В55667, лицо которой залилось кровью.
— Почему так происходит, почему они хотят только развлекаться. Я, например, люблю поиграть в игры, но когда надо учиться, то я учусь, потому что знаю, что это важно. Они этого не понимали? — не обращая внимание на разгорячившуюся учительницу, продолжил Д11270.
— Почему? Многие тогдашние специалисты считали, что дело в лени, дофамине, прокрастинации, глупости, зависимости. И далее и далее. Кто-то понимал всю абсурдность своей деятельности, кто-то профессионально избегал обязанностей. Точного ответа не знает никто.
— Очевидно, что тут только лень! Ничего другого быть не может. Бросьте все модные термины двадцать первого века: прокрастинация, зависимость. Слабохарактерный средний класс! Спасибо умным людям, не страдающим от злофонов, что мы дожили до нашего века. С такими специалистами мы выжили чудом. Чудом! — разразилась злобной тирадой учительница, активно жестикулируя руками.
Д11270 интенсивно кивал головой вместе со всеми одноклассниками, размышляя над услышанным: «Молчи, молчи, молчи. Она может и убить, только посмотри в глазища. Никогда не видел ее такой. Ааа. Как же хочется спросить. А почему они отрицают зависимости? Раньше и они были в жизни человека. И почему они ругают человека, который после тяжелого дня пришел домой отдохнуть. Мы учимся по 8 часов в день. Неужели после учебы я не заслужил позависать в игре со своими друзьями. Хотя с моими родителями, кажется, я в принципе ничего не заслужил. Можно ли всех под одну гребенку? А если человек волевой попался? Посидит и пойдет работать. Или таких не бывает, потому что весь средний класс — ужасные лентяи, тупицы, которые могут только советы раздавать, совершенно не осознавая о чем речь и кто виноват? Как мы тогда выжили? И как мы живем до сих пор?»
И как мы живем до сих пор. Бесконечный поток советов из интернета, поводов отложить дела на потом заставляет жизнь остановиться. Пока человек не начнет думать своей головой, критически и логически мыслить над окружающими его событиями и получаемыми советами, жизнь так и будет утекать сквозь пальцы. Как можно говорить о человеческом здравомыслии и моральных ценностях 21 века, когда в преступлении обвиняют жертву? Как можно добиться успеха в 21 веке, если единственное, что ты делаешь, — смотришь в космос, надеешься на вселенную и во всех своих проблемах винишь детские психологические травмы, полученные исключительно от родителей? Как можно не упустить жизнь в 21 веке, полностью посвященную просмотру видео, ленты и сообщений в социальных сетях? И как можно было посвящать время отдыху в интернете, если тебя всегда винили в лени и глупости? И к чему тогда придет человечество, если люди поголовно станут такими сегодня? Все эти вопросы кружили в голове Д11270, словно осы вокруг гнезда. К сожалению, они так и оставались без ответа.
Экскурсионная группа двинулась вперед, к новым порокам человечества 21 века.