На написание этого материала меня натолкнула статья на сайте проекта «Такие дела».
https://takiedela.ru/2025/01/nravitsya-tetya-poedesh-s-ney/
Материал посвящен семьям, ставшим опекунами для детей из детских домов. Но не простых детей, а тех, у которых матери находятся в местах лишения свободы, то есть не лишены родительских прав, а временно не могут быть с детьми и, освободившись, могут предъявить на них свои права. У опекунов в таком случае не остается никаких вариантов кроме как отдать детей родной матери, как бы они ни привязались к детям за это время и как бы к ним не привязались сами дети- закон всегда на стороне матери, какой бы она не была. Исключение составляют лишь случаи, когда по ее вине была произведена угроза жизни или здоровью детей. Это горькая истина для тех, кто решается взять детей под опеку, зная, что однажды, их придется отпустить и, зачастую, в условия гораздо худшие чем те, которые им предоставила временная семья. Зачастую дети даже мало знакомы со своей мамой- ее могли осудить, когда дети были совсем малышами и они могут ее совсем не помнить. Вероятно, в душе, многие опекуны надеются на благодарность и на то, что с детьми можно будет продолжить общаться, но чаще всего этого не происходит. Внешность, привычки и манеры освободившейся из тюрьмы матери часто шокируют и даже ужасают, как и отсутствие навыков ухода за детьми. Хотя это вполне очевидные в такой ситуации вещи.
Сегодня я хотела бы поговорить о том, почему женщин, находящихся в многолетней разлуке с детьми никто не готовит к встрече с ними и как отсутствие грамотной поддержки и участия со стороны государства приводит к неразрывной порочной практике и мешает семьям воссоединяться и гармонично жить вместе.
Согласно последним официальным данным, в российских пенитенциарных учреждениях, включая тюрьмы, колонии, колонии-поселения и следственные изоляторы (СИЗО), содержится внушительное количество заключенных — 617 191 человек. И что особенно важно в контексте нашей темы, из этого числа 48 455 — это женщины. Это означает, что женщины составляют значительную часть тюремного населения страны, хотя и меньшую, чем мужчины. Довольно большой процент из них это молодые женщины от 26 (средний возраст материнского дебюта в РФ)до 40 лет, также это женщины уже имеющие малолетнего ребенка на момент заключения под стражу или даже более одного ребенка. Есть также женщины, которым случается родить уже в тюремных стенах.
По закону наличие малолетних детей является смягчающим обстоятельством при вынесении приговора по тяжким преступлениям, таким как убийство или причинение тяжких телесных повреждений. Также закон более лоялен к беременным правонарушительницам- вынесение приговора могут отложить до момента родов или достижения ребенком определенного возраста. Бывают случаи, когда женщина рожает непосредственно в колонии. При тюрьмах есть дома ребенка. Для арестанток с маленькими детьми предусмотрен более мягкий режим, они могут посещать детей для грудного вскармливания и выполнения материнских обязанностей по уходу. Часто таким обстоятельством арестантки злоупотребляют чтобы смягчить условия пребывания в тюрьме. После истечения срока заключения , к большому сожалению, очень малая их часть забирает детей с собой. Что же до детей, которые остаются на свободе, пока их мама отбывает срок? Их могут взять под опеку ближайшие родственники или, за неимением таковых, дети помещаются в казенное учреждение. Там их могут взять под опеку во временную семью, предварительно ознакомившись со статусом матери: она может быть временно ограничена или вовсе не ограничена в правах на ребенка. То есть, когда истечет срок заключения , она спокойно может забрать детей . Даже в случае частичного ограничения в правах она может оспорить его и восстановиться полностью, выполнив ряд условий. И такое бывает часто. Что же происходит с детьми дальше? Чаще всего происходит встреча малознакомых друг с другом людей. Женщина, которая провела несколько лет в заключении , как правило теряет опыт социализации. У нее нет навыков коммуникации вне режимной системы, у нее трудности с трудоустройством ,а, вместе с тем, с получением регулярного легального заработка для обеспечения себя всем необходимым для жизни. Зачастую также проблемы с жильем- она временно может жить у знакомых или где придется. А самое главное- у нее нет навыков ухода и заботы о детях- они для нее чужие люди. Зачем же женщины все таки забирают детей в таком случае, спросите вы? Часто это является смягчающим фактором для досрочного выхода из тюрьмы, также на детей полагаются денежные пособия, что будет являться подспорьем при выходе из заключения.
Как же сделать так чтобы встреча матери и детей после завершения срока заключения не становилась злым замкнутым кругом и трагедией для детей и самой женщины? Как помочь самым близким людям сблизится и начать новую, дружную жизнь? Как избежать самого страшного- освободившаяся из заключения мама с ребенком спустя некоторое время просто бросает его придется?…
На самом деле, все происходящее вполне логично, хоть и печально. Человек, несколько лет прибывавший в условиях системы подчинения и выполнения некого набора правил, от которого напрямую зависит комфорт и качество жизни переносит этот опыт и за пределы тюремных стен. И странно было бы ждать от него другого-он просто не умеет иначе. Выполнил норму пошива- получил дополнительное свидание. Убрал территорию- получил дополнительный поход в библиотеку и так далее. Такой человек не адаптирован к условиям, где нет ежеминутного поощрения и наказания, где нет системы . Не имея опыта жизни в социальной среде, опыта свободной коммуникации, опыта трудоустройства , человек будет стремиться туда, где ему легче и привычнее- совершит преступление и вернется в тюрьму. Что же до детей, то часто они разлучаются с матерью еще малышами и ни она их, ни они ее почти не помнят. То есть, помимо того ,что им предстоит заново познакомиться , от них требуется научиться жить вместе . Сейчас же , сиюминутно. Женщине необходимо взять на себя ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь детей, обустроить их быт, заботу об их здоровье, обучении. Это непосильная задача, пока не будет разомкнут порочный круг системы. Что можно было бы сделать?
При принятии женщиной решения забрать ребенка или детей после освобождения сделать обязательным прохождения курсов ухода и заботы о ребенке с нуля с обязательной аттестацией. «Материнское дело», что-то такое. Чем питается ребенок трех, пяти лет ?Какой у него распорядок дня ? Во что его одевать ? Что умет делать ребенок в этом возрасте? К вновь будущим мамам (а это так и есть-им предстоит освоить материнство с нуля) должны приходить врач педиатр, воспитатели детского сада или социальные работники и проводить уроки. Без этих знаний допускать самостоятельный уход женщиной за детьми неразумно и бессмысленно-мы получаем порочную практику. Таким образом она докажет (и себе в том числе) искренность своих намерений заботиться и ухаживать за детьми ,а система избежит формального соблюдения закона- положено — значит забирайте. Это жестоко и неразумно доверять человеку без опыта и навыков ухода и опеки над детьми ,прошедшего через опыт десоциализации полноценный самостоятельный уход за детьми. Никто ведь не станет доверять сотруднику выполнять какую-либо работу без предварительного обучение, даже если он имеет право на рабочее место — управлять поездом, например. Здесь тот же принцип. Далее. Если дети находятся во временной приемной семье ,особенно, если находятся несколько лет, сближение матери с детьми должно происходить постепенно. Можно начинать с совместных прогулок по несколько часов, потом проводить день-два с ночевкой в подготовленном заранее жилье (кстати, кто-то проверяет этот пункт до того как передать детей?)Очень часто женщины возвращаются по месту предыдущего жилья, где по факту асоциальный условия , вокруг живут пьющие люди ,обстановка совсем не подходящая для семьи. На это может уйти время, но если это делать слишком резко, мы опять вернемся к порочной практике. И маме и детям нужно время чтобы познакомиться, узнать друг друга. Опять таки, это еще один этап, на котором должен установиться эмоциональный контакт, зародиться привязанность, общие дела и интересы. Это все желательно объяснять женщинам заранее, еще на этапе отбытия тюремного срока в. рамках уроков по уходу за детьми .Хорошо помогла бы работа с психологом. Повторюсь, это должны быть не формальные лекции для отчетности у начальства как если бы нужно было прослушать инструктаж внутреннего распорядка дня. Далее. Над семьей после воссоединения должны быть установлены забота и внимание. Я не хочу употреблять слово контроль- этим и так занимается опека, но, опять таки, для отметки: есть ли запас продуктов,одежда по возрасту, не пьет ли мать, ходят ли дети в школу. Моральный климат никого не интересует, а материальным необходимым обзавестись, опять таки для галочки гораздо проще- с этим могут помочь благотворительные фонды (за что им большое спасибо). Я бы посоветовала такой семьей временно пожить с другой семьей, даже было бы хорошо, если бы мама пожила с семьей опекунов, если дети находятся под временной опекой . Подойдут семьи , позитивно прошедшие аналогичный опыт. Кстати,было бы очень интересно пообщаться с такими, я уверена, они есть. Лучше всего навыки приобретаются в той среде, где их активно применяют и они развиты. Семья не должна быть в изоляции, ни в коем случае не должна возвращаться в асоциальную, пьющую среду, которая способствовала совершению преступления и попадания за решетку. Один на один со старыми привычками, иначе все вернется назад: женщина совершит правонарушение ,детей вернут в детский дом и, скорее всего, они проживут жизнь по тому же сценарию. Дети и мама должны научиться любить друг друга, испытывать искреннюю привязанность друг к другу, потребность быть вместе вопреки прежним привычкам и установкам. Это очень сложный набор эмоций , очень сильный подъем морального облика, его невозможно пройти в одиночку, формально отчитываясь на комиссии у чиновников. В семьях без опыта разлучения , без тюремного опыта,это кажется естественным,а здесь человеку нужно научиться жить новую жизнь. Может быть, организовать что-то вроде семейной деревни, где мама и детьми могла бы пожить , освоить новые навыки труда ,окончательно изжить прошлый горький и тяжелый опыт,обрести с детьми общие интересы, интегрироваться друг в друга. Имея большое поле совместной деятельности привязанность становится гораздо крепче. Повторяю-эти навыки невозможно обрести в одиночку.
Очень легко наблюдая такую ситуацию со вздохом сказать: «Ну как же так! это же элементарно- детей нужно кормить не лапшой быстрого приготовления , а варить им кашу! как можно не постирать им одежду, не стричь ногти! какая плохая мать! «Со стороны нам кажется, что это очевидные вещи лишь потому, что мы сами регулярно так поступаем. Но для человека которому негде этому научиться, который ни разу этого не делал, это целое знание. И задача государства ,если оно хочет помочь таким семьям реабилитироваться грамотно подготовить и в дальнейшем поддерживать такие семьи. В нашей стране большой проблемой является выполнение каких-то норм для отчетности,формы: пришла комиссия со списком, проставила галочки. Так называемая «галочная» система которая видит в людях не людей, а столбцы с фамилиями, датами рождений, адресами регистрации и паспортными данными. В этой системе есть набор галочек против каждой фамилии или, в печальных случаях, фамилия просто вычеркивается- нет человека, меньше работы. Или придет другой на его место.
Поступать по-человечески означает совершать поступок с эмоциями- добротой, заботой, учитывая интересы другого, стараясь его понять. Такое отношения пробуждает душу, хорошее в ней начинает прорастать как первые весенние цветы. В самые темные времена человечность помогала выжить и сохранить себя. Чем чаще мы будем вспоминать об этом, тем сильнее и крепче будем сами.
Еще почитать:
На старой пленке видно небо

моя молодость прошла в Оклахоме

Друг

Почему частыми цветами Рождества и Нового года были зелёный и красный?
