Минимализм набрал силу после окончания Второй Мировой Войны. Абстрактные концепты покорили сердца людей и на базе разрухи появилась новая планировка жилья. До этого абстракция жила отдельно от людей в искусстве и возникла она перед Первой Мировой Войной и революциями в Европе и России. Не от хорошей жизни все эти творчества, хотя настоящее строительное искусство продолжает жить, но сильно потеряло в популярности. Оно стало для очень богатых потребителей, которым жильё убирают либо постоянно нанятые служащие, либо бригада из агентства по уборке. В таком доме идея «расхламления» не живёт.
Денежные затраты на дорогие материалы для классики не сравнимы с затратами на асбест и рейки, которые идут на модерн, поэтому производители простых интерьеров на подъёме. Они строят жилые коробки с большими кладовками, которые назвали «встроенной мебелью». Исчезли коридоры с прихожими, перегородки — стены и появился open concept.
В уличной обуви стали ходить дома. Уборка облегчилась и появилось множество агентств по уборке с применением современной техники. Ковровое покрытие и ламинат вытеснили деревянный пол из обычных домов. Их много легче убирать. Ушли в прошлое обои, лепные изделия и голая стена с прямыми углами стала основой дизайна.
В новом варианте жилища стала преобладать пустота в интерьере, как отрицание предыдущих стереотипов наполнения квартир вещами. После войны СССР же продолжал наполнять квартиры шкафами и сервантами. Не было встроенной мебели, а были маленькие кладовки и люди сами городили антресоли. Почему Россия осталась в стороне? А план Маршалла забыли? Европу восстанавливали на заокеанские деньги, а СССР имел только свой разоренный войной бюджет и отсталую промышленность, санкции уже были тогда, только негласные.
В Японии же пустота имеет иное значение. Японцы почитают пустоту («ма»), она у них имеет философское значение. В отличие от европейской традиции, в которой пустота носит отрицательное содержание (ничто, пустой человек…), в японской традиции пустота положительна.
«Ма» это связующее звено между элементами иероглифов, линиями рисунка, объектами ландшафта, предметами интерьера, звуками музыкального произведения. Именно благодаря «ма» предметы, изображения, звуки взаимодействуют друг с другом и оказывают влияние на человека. В западной культуре в пространстве интересуют только элементы, которые его заполняют, так возник синий период в творчестве Ив Кляйна (см. фото) в послевоенный период.
Японская культура сосредоточена на отношениях, связях (пустотах). Пустота в японской культуре является зоной смыслообразования, она предшествует всякому творческому акту. Пустота – одновременно и бесформенность, и источник всех возможностей. В японском миросозерцании состояние покоя первично, а движения – вторично. Поэтому нам сложно сразу понять, зачем метод КонМари нужен? Можно и так поддерживать чистоту, при этом хозяйка будет вознаграждена за уборку, которая действительно труд. Уборка только пыли со всех предметов в комнате занимает много времени. В модерне нет плинтусов, лента монохромного пластика наклеивается на низ стены.
Экономический кризис в Америке начался незадолго до ковидного времени. Прошло 10 лет после кризиса 2008 года. когда разорившиеся инвесторы выбрасывались из окон небоскрёбов. В пик кризиса я был на Уолл стрит и видел растерянные лица биржевых брокеров, которые покидали здание Нью Йоркской биржи. Они ничего не могли сделать. Позже зародилось движение Occupy Wall Street. Оборот денег имеет свои законы, он наказывает алчных, какими и являются брокеры инвесторов. Даже существует термин — агрессивное вложение денег. Сейчас на бирже спад в треть стоимости ценных бумаг, вполне может быть неконтролируемый обвал. Повод для волнения инвесторов и проблемы с розничными ценами для простых граждан, которые всегда платят за промахи и грехи биржевиков. Таково устройство общества.
В 2019 году кризис только начинался, люди ещё много не теряли, но настроение было сдвинуто в сторону экономии. Тут и появилась в Калифорнии Марие Кондо с мужем. В Калифорнийских домах было что выкидывать и планировка их была современная с большими окнами, дающими свет и большими пространствами. Край тёплый, зимней одежды не надо, а вот лёгкая одежда в избытке. Нужна была идея для начала экономии на потребностях. И эту идею воплотила Марие Кондо. Заодно промышленность стала производить одежду, которую не трудно выкинуть на помойку. Дрянный материал, а фасон для бомжей.
Левая идеология поставила «белые воротнички и галстуки» в ряд no sense. На работу стали ходить в свитерах, которые тоже выкинуть рука не дрогнет.