Рассказ, подготовленный к теме «Предатель или нет?»
Около полугода Тоня готовилась к конкурсной выставке дизайна интерьера. В том году темой для инсталляций стал «Воздух». Презентации проводились не где-нибудь, а в самом Вернисаже, где был снят отдельный зал.
Вся подготовка, а также погрузка, перевозка и расположение макетов со стендами были целиком на ней одной. Выставка была открыта в десять утра, но основная публика подтянулась ближе к полудню. Помимо физической транспортировки, в качестве финального этапа, Тоня практически ни с кем не советовалась и первоначально насчёт задумки. Отчасти она сразу решила этого не делать, потому что… зачем? Друзей-дизайнеров у неё не так много, и все они были заняты, а непосвящённые зрители не поняли бы каркаса в виде абстрактной композиции. Поэтому здесь, на выставке, сердце нервно стучало ввиду общей непредсказуемости, распространяя удары в пульс по рукам и ногам.
Зал наполнили двадцать пять участников конкурса, представившие пятнадцать работ. Больше всего посетителей сосредоточилось возле группы аспирантов с макетом вертолётов, а затем понемногу у остальных профессионалов и любителей. Так или иначе, если в самом начале к Тоне подошли два человека (которые не могли не подойти, так как являлись членами жюри), то, чем дальше, тем очевиднее и без того низкие рейтинги стали падать. Разумеется, отметки других участников росли на глазах, поэтому нашей участнице далее пришлось пройти испытания на выдержку.
В два часа дня среди толпы зрителей она увидела… Борю. Боря был её давним знакомым – по совместительству коллегой, с которым они когда-то хотели пожениться, но закончилось всё неприятным разрывом. Теперь же он был здесь, хотя и не в качестве участника – ему это было совершенно ни к чему, пусть даже и в Вернисаже.
Тоня занервничала ещё больше. В эту секунду оно переключилось на некогда бывшую любовь, и в то же время появилась надежда на получение баллов хотя бы от старого знакомого.
Боря увидел её и действительно направился в ту сторону. После коротких обменов приветствиями он оглянулся по сторонам, чтобы оценить краем глаза других участников и обстановку в целом, и вдруг выдал в ответ:
– Тонь, ты меня конечно извини, но всё-таки это никуда не годится.
Милое женское лицо вытянулось, рот отвис где-то внизу, глаза округлились.
– Ч-что? Почему??
– Ну потому что что это? Вот, – сказал он, фамильярно трогая каркас модели, – вот это, например. Это как можно понять?
– Так вот же, – принялась показывать Тоня, – это опора. То есть, да, это не буквально опора, но очевидно же, что это идея, теория, и её можно будет потом переложить куда угодно. А вот здесь вокруг может быть что-нибудь ещё, даже неважно, что и с какого бока. И удобно, и воздушно!
– Ты это серьёзно? То есть по-твоему каждому надо объяснять, в чём задумка? Тоня, ты опять уходишь в дебри искусства, но это не дизайн!
– Так на то она выставка, вообще-то!! На которой типа стою я, здесь! – выплеснула Тоня, уже не скрывая эмоций, и тем самым невольно привлекла внимание посетителей с соседнего стенда.
– Ну вон, посмотри хотя бы на тех ребят, – сказал Боря, повернувшись в сторону вертолётов. – Пускай у них не так практично, как это предполагается у тебя, но хотя бы понятно! И понятно большинству!
Тоня удивилась такому странному сравнению от профессионала, который никогда не опускался до столь примитивных замечаний. Однако, будучи переполненной теми же уверенностью и негодованием, Тоня принялась доказывать, что это лишь «дешёвый способ заманиловки», и «работа с вертолётами есть не более, чем внешнее привлечение», «пустой трюк ни о чём». Но бестактный оппонент выдал ещё одно обвинение, затем ещё одно, вновь и вновь уверяя, что её работа – полный отстой.
Тоня находила в себе силы возражать на каждое замечание, но не столько из-за настойчивости своего характера, сколько из-за потраченного времени. Боря же не унимался до тех пор, пока, наконец, возле стенда не собралась целая толпа зевак. Сначала «любознатели» следили за выдержкой создателя непонятной композиции «абстрактного воздуха», а затем один за другим потихоньку втянулись в дискуссию.
В один из таких вопросов Боря незаметно скрылся.
***
Тоня заняла третье место, которое ничего ей не дало. Потраченный взнос никак себя не оправдал. Ни вечером, ни на следующий день автор не обсуждала этот инцидент ни с Борей, ни с кем-либо ещё. Она просекла его своеобразный трюк, но осталась в глубоких сомнениях насчёт своей работы.
Можно прояснить для читателей, что Боре действительно не понравилась работа его бывшей возлюбленной – он всегда говорил то, что думает (в неприкрытой форме). В свою очередь Тоня всегда была чудаковата: она никогда не хотела моделировать дизайн по-нормальному, хотя бы более-менее наглядно.
Но не поддержать её он не мог.