Сегодня я хочу разобрать с вами киноленту длиной в 250 серий; для этого я здесь. Но для начала нам нужно сделать небольшое отступление.
Существует стереотип, что латиноамериканские новеллы в большинстве своём — не более чем ахи-вздохи, бабское нытьё про великую любовь да вдобавок весь сериал — совокупность интриг взрослых людей, решивших вспомнить детский сад.
К сожалению, отчасти это верно; за небольшим исключением.
Действительно, в так называемом «мыле» история способна повторяться — причём, бесконечно долго. Можно сделать римейк т/с 30-летней давности, и это будет казаться нечто новым. Никто не заметит подвоха — разве что самые заядлые телеманы. Пережёвывать одно и то же (избитый сюжет) никто не отменял. В общем, критики (иногда — заслуженной) вылито немало. Но сейчас моя задача — не описание всех плюсов и минусов собственно жанра.
Я взял в качестве обзора Великий телесериал «Клон». Великий с большой буквы — вы правильно прочли, это не опечатка.
Начнём с того, что «Клон» по всем параметрам значительно отличается от основной массы подобного рода теленовелл. Прежде всего, это, конечно же, сама тема клонирования: сериал вышел в далёком 2001 году, и на тот момент на повестке дня у учёных умов (да и простых обывателей) была овечка Долли, которую успешно клонировали ещё в 1996 году. Таким образом, человек в который раз возомнил себя Творцом, Богом. Теперь амбиций прибавилось, даже несмотря на то, что овечка Долли прожила совсем недолго. Встал вопрос о клонировании человека, но, благодаря всяким соглашениям международного масштаба вопрос был закрыт навсегда. Однако на экране можно хотя бы предположить, и перед зрителями появляется Лео, клон Лукаса, его совершенная копия двадцатилетней давности. Только это не был самостоятельный человек, отдельно сформированная личность — при копировании генетической информации сохранились все чувства и эмоции Лукаса, вплоть до любви к Жади.
Помимо клонирования, в телесериале остро поднимается проблема наркомании; это больная и очень серьёзная тема. По сюжету Мэл и Нанду, поначалу лишь балуясь, оказались химически зависимыми — они уже не могли контролировать свои действия. Стартовав с обычной «дури», подростки подсели на более тяжёлые вещества. Далее — падение личности, воровство и прочее. Это действительно страшное зрелище, ведь такое происходит в реалиях, каждый божий день…. Ещё: в сериале даны интервью простых людей, объективно рассказывающих о себе и своей судьбе — о том, как они, пристрастившись к наркотикам, потеряли всё и всех, превратив свою (и не только свою) жизнь в ад, и что только совокупность вещей — вера в Бога, кардинальная смена образа жизни, своевременная медицинская помощь и помощь не отвернувшихся близких помогли справиться со всем этим кошмаром. Регулярные, вдумчивые комментарии исходят и от Лобату — служащего в компании Феррасов. Уж ему ли не знать, чем заканчивается лишь на первый взгляд безобидное дурачество. И он, как хороший друг и сотрудник отца и деда Мэл предостерегает её и Нанду от глупостей, которые могут сломать здоровье. Навсегда сломать.
Также «Клон» весьма колоритен: уникальностью стало противопоставление двух народов, двух культур, двух религий. Бразильцы — открытый, шумный народ, обожающий устраивать на улицах пышные карнавалы. Некоторые из них не представляют свою жизнь без сплетен и скандалов. Бразильцев нельзя назвать стопроцентно верующими, в отличие от их оппонентов; они скорее больше «верующие атеисты» с (уже) незначительным вкраплением основ христианства в повседневной жизни. Марокканцы (точнее, марокканские арабы) — достаточно набожный народ, свято чтущий все каноны ислама (для справки: Марокко — арабское государство в северо-западной Африке). Девушек отличает скромность и покорность (исключение — Жади), мужчин — ответственность и умение сдерживать свои обещания. При всём при этом два совершенно полярных этноса вовсе не являются противоборствующими сторонами — они мирно соседствуют, дружат семьями, ходят друг к другу в гости.
Наконец, куда же в латиноамериканском многосерийнике без ЛЮБВИ? У Жади и Лукаса взаимно, но он — бразилец, она — арабка. Родственники Жади сватают её за другого, а Лукас нерешителен…. Проходят годы. У обоих — браки не с теми людьми, и дети. Обстоятельства складываются так, что пара вновь становится парой, пройдя через все преграды (пусть это и клон, Лео, а не Лукас).
Итак, мой вердикт:
«Клон» — шедевр мирового кинематографа. Это не просто мыльная опера, это экранизация самых актуальных, насущных тем!
1. Клонирование человека;
2. Наркотическая зависимость и борьба с ней;
3. Взаимодействие двух различных общностей — бразильской и марокканской;
4. Любовь, прошедшая проверку временем;
5. Забавные, курьёзные ситуации с второстепенными персонажами теленовеллы.
«Клон» стал настолько популярен, что и спустя 20 лет не растерял своей актуальности.
В 2001 году, на фоне событий 11 сентября отношение к исламу в целом и к арабам в частности было далеко не лояльным. Сериал сумел показать мусульман с хорошей стороны — что нет какой-то однозначно плохой нации, что в любом обществе найдётся изъян.
В 2010-2011 годах американской телекомпанией «Telemundo» был» снят римейк на «Клон» под названием «El Clon». Я из любопытства, и для сравнения прильнул к телевизору и смотрел во все глаза. Что я могу сказать? Не превзошёл, но вполне смотрибельный.
У знаменитого т/с есть огромная аудитория и в странах СНГ. Так, только в соцсети «Вконтакте» в официальной группе, посвящённой «Клону», количество поклонников — несколько десятков тысяч, а таких групп и публичных страниц не одна и не две. О чём это говорит?
Его смотрят не только женщины, но и мужчины. Я сам смотрел два раза (2007, 2013) и не откажусь снова. Не потому что я любитель всех этих стенаний, воздыханий; просто несколько расслабляет, отвлекает после работы, и ты отдыхаешь; можно просто иногда тупо поржать над некоторыми героями (конечно же, не злобно, не саркастично, а от души, не со зла).
Есть в нём что-то; цепляет. Искренне, от всего сердца ставлю высший балл и советую всем. Воистину, это хорошее кино, над темами которого задумываешься…
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ (ВИКИПЕДИЯ)
- Создатели сериала были поощрены Управлением по борьбе с наркотиками США и ФБР за кампанию против наркотиков, включённую в сценарий сериала.
- Автор музыкальной темы Жади («Urga») — композитор Эдуард Артемьев. Эта мелодия была изначально написана для фильма 1991 г. «Урга — территория любви».
- Композиция «Né Brinquedo Não», ставшая саундтреком к сериалу в исполнении коллектива Molejo, повествует о баре донны Журы в Сан-Криштоване, а также ее обитателях. В песне упоминаются Тьяо, Анинья, Базилио, Шанди, Рапазау, Лижейру, Ноэмия, Одете, Назира. А само название «Né Brinquedo Não» переводится никак иначе как «Это вам не шутки» — наиболее часто произносимая фраза донны Журы.
- В 2005 году вышла новеллизация сериала. Роман состоит из четырёх частей. В нём сохранены все сюжетные линии, но с тем учётом, что количество диалогов упрощены или сокращены, как и некоторые незначительные эпизоды не нарушающие логику повествования.Напоследок, о саундтреке: я думаю он вам понравится, ибо в т/с самая разная музыка, от этнической до обычной, популярной. Если захотите окунуться в ту атмосферу, вбейте в поисковой строке «O Clone» вот здесь. Либо ищите OST где-нибудь на торрентах, если будет время и желание. На этом у меня всё.
3 Комментариев