Катерина
Пьеса по мотивам моего рассказа «Катерина». В двух действиях.
Декабрь, 2022 год.
(Anna Raven)
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Катерина – робкая, прилежная, мечтательная и наивная девушка, «робкая птица».
Маришка – подруга Катерины, резкая, решительная, бойкая, шумная.
Ронан – возлюбленный Катерины и Маришки.
Мать Катерины
Мать Маришки
Молодёжь – массовка, парни и девушки под номерами.
Жители
Место действия – северная часть королевства Маара.
Примечание: река Коцит – холодная, быстрая, опасная. В страшные дни королевства стала местом казни многих северян, не поддержавших нового короля.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Сцена 1.1
Тихое утро в небольшом северном поселении. В труде мужчины и женщины, помогают дети, молодёжь успевает лениво перекликаться друг с другом. Пейзаж очень мирный, будто бы сонной, тянет запахом речной воды.
Жители зрелого возраста.
Откуда сказки берут начало?
И где эти сказки ночами живут?
Оглянись: сюжетов вокруг немало –
Они своего часа ждут.
Озираясь, со стороны леса, пробегает Маришка. Она то припускает бегом, то переходит на шаг, делая вид, что всё в порядке. Вид у неё встревоженный, лицо бледное, но нарочито-насмешливое, в волосах её красный цветок – верная примета ночного гуляния у реки Коцит, где растут эти красивые, яркие и опасные цветы.
Наша земля, наша славная Маара
Не всегда добродетель знала.
Были здесь страшные дни,
Были кровавые ночи.
Ныне в сказки ушли они,
А в сказки не верится так, чтобы очень…
Маришка скрывается за одним из домов. Жители продолжают свою жизнь – перебирают овощи и фрукты, переплетают корзины, сети, перекликаются друг с другом.
Был король и славили его,
Был и брат родной у трона.
Брат считал: не дано ему ничего,
В обиде возжелал корону.
Распахивается порог одного из неприметных домов, на пороге появляется Катерина – лицо её красивое, спокойное, лишённое какого-то яркого чувства. Она вдыхает утренний воздух, стоит, прислонившись к порогу. Одетая в серое скромное платье она едва ли не сливается со стеной и дверью.
Годы плели паучьи сети,
Змеиный шёпот тлел по углам.
Брат короля подобен смерти,
Но сам полагал себя близко к богам.
И был страшный день,
И грянули страшные ночи.
Наш свет закрыли смуты и тень,
Но ныне в это не верится так, чтобы очень.
Катерина чуть оживляется, заметив Маришку, появившуюся из-за дома, машет ей, но Маришка быстро делает вид, что не заметила Катерину и скрывается опять. Катерина опускает руку.
И кровь текла, и битвы были,
И жгли друг друга на войне.
Проигравшие подобны пыли,
Но был и тот, кто выжил в стороне…
И когда пришёл долгожданный рассвет,
Маара смирилась с победой врага.
Она любви ему дала обет,
Обещала остаться верна.
Катерина вздрагивает, заметив, наконец, утреннюю песню жителей. Они действуют и напевают её слаженно, безэмоционально, едва ли веря в то, что эти события происходили с их предками, да ещё на этой земле.
И вчерашний преступник ныне король,
Стал врагов дней войны вспоминать.
На наши земли он пошёл войной,
Чтоб детей застращать.
Здесь без счёта жертвы были,
Здесь без счёта полегли,
Для грядущего топили –
Страшные ночи и страшные дни.
За спиной Катерины в домике появляется женщина – её Мать. Она касается руки дочери, Катерина оглядывается, виновато улыбается, и отступает за порог, закрывает дверь, но мешкает, стараясь услышать песню.
Чтоб не тратить времени и сил,
Повелели здесь топить.
Камнем жали, чтоб никто не всплыл,
Да из Коцита и не всплыть…
Мать Катерины сама закрывает дверь, видя, что дочь мешкает.
Духи мёртвых на безумной тьме живут,
Коцит-река полна обмана.
В ней души мёртвых жертву ждут,
Так говорят, говорят о том немало…
Маришка показывается из-за угла в очередной раз, глубоко вдыхает и бежит прочь, к своему дому, надеясь, что ещё успеет…
Так отцы говорили нам,
Так матери им сказали.
Сказка это? Легенда? Обман,
Чтоб дети у берегов не играли?
Откуда сказки берут начало?
Путь легенды неосветим.
Ныне отцы и мамы
Мы детям их передадим…
Сцена 1.2
Там же.
Молодой голос. А чего тоску наводить? А ну, давайте веселее!
Жители зрелого возраста переглядываются, пока молодёжь, пересмеиваясь затевает более бодрую и даже издевательскую, как и положено молодости, насмешничающей над непонятными традициями, песнями.
Молодой парень 1 (кидая в девушку через тонкую дорожку меж домов цветочек, который та со смехом ловит).
Мать свою дочь наставляла:
«Не играй у Коцита-реки!
И на Коцит не ходи!»
Но стемнело – не сберегли,
Она уже там–гляди!
Молодой парень 1 изображает на потеху своим друзьям ужас, надувает щёки, хлопает себя по ним руками.
Жители зрелого возраста.
Молодость страха не знает!
Храбрится кострами и песней,
В отвагу награда – с Коцита цветок.
Девушка 1 (поймавшая цветочек).
Вечно слышим: река забирает!
Но нам нипочём, мы держимся вместе!
И нам любая вода что песок.
Молодой парень 1 (всё также издевательски, пока его приятели изображают пантомиму за его спиной, иллюстрируя его слова с насмешкой).
Возвращается дочь домой,
Хмурится мать!
Видит в её волосах цветок Коцита.
Ругает, помня, как сама была молодой,
Как любила к воде убегать,
И была за то бита!
Девушка 2 (шутливо замахиваясь на Молодого парня1).
Отмахивается дочь, она –
Смешлива, в её волосах цветок.
У костра она пела песни.
И как все у костра – юна,
А значит, вода – песок,
Что река сделает, коль все там вместе?
Девушка 2, гримасничая, раскланивается с молодёжью.
Молодой парень 2 (шутливо грозя Первому).
Наставляет отец сына:
«Не смей до Коцита ходить!
Там опасность живёт!»
Но молодость наша неопалима.
В ней храбрость и прыть
Безрассудство плетёт!
Молодёжь (веселясь, подталкивая друг дружку, кривляясь).
Только ночь наступает,
Со двора бросается тенью сын.
У Коцита ищи его.
Отец с болью вздыхает:
Сам был таким!
А теперь не до того!
Жители зрелого возраста неожиданно смущаются, кто-то переглядывается, видимо, вспоминая что-то общее, кто-то прячет глаза. Каждый из них словно оказывается там, в своей молодости…
А молодость неопалима!
Несколько раз в сезон
Юность с лихвой проверяет себя.
Мать ищет дочь, отец сына,
Все позабыли про сон,
И славят свет дня!
Жители зрелого возраста.
Коцит, однако, жесток,
Коварно он трижды спит,
Но вдруг проснётся!
В холоде ночи – он первый бог,
Зазеваешься – будешь убит!
Вода над главою сомкнётся!
Молодёжь (беспечно, передразнивая своих родителей и представителей старшего поколения, друзей семьи).
Барахтайся! Плещи! Молись!
Кричи, о помощи прося!
Не дождаться спасения.
Перед глазами – жизнь,
Коцит вниз тянет тебя,
И призраками вдруг тени.
Жители зрелого возраста вздыхают: такие пререкания происходят слишком часто, и заканчиваются одинаково никак.
Тянут руки из серебра и света,
Тянут с собою навек.
Темнит бездонная могила!
Жители зрелого возраста.
А молодость забывает это,
Идёт в ночь на спор и смех,
Верят, что неопалимы!
Молодёжь заходится хохотом, понемногу хохот стихает и жизнь возвращается в прежнее русло.
Сцена 1.3
Маришка крадётся в свой двор через заднюю калитку, ей кажется, что она успела уже вернуться, как вдруг Мать возникает прямо перед ней. Мать Маришки в гневе, в бешенстве, в руках её скрученное полотенце. Увидев дочь, она даже белеет от ярости, а Маришка становится развязно-наглой.
Мать Маришки.
Дворовая девка ты!
Не меньше, не больше…никак!
Как ночь – ты в кусты!
Куда свой направила шаг?!
Маришка (с притворным возмущением)..
Мама, да как ты…
Мать Маришки (замахивается на нее полотенцем, но Маришка успевает юркнуть в сторону, и удар приходится лишь по платью).
Молчать!
Кого ждала?
Встречи с кем искала?
Ну? Я долго буду ждать?
Куда ты шлялась, выжидала?
За поступки надо отвечать!
Снова полотенце, на этот раз Маришке попадает, она вскрикивает, но не от боли, а скорее от досады.
Маришка.
Вы, маменька, мне
Будто б не мать!
Ругаете и топите в вине,
А я не дрянь!
Ходила я гулять!
Мать Маришки (наступает на дочь).
Куда? С кем?
Ночью почему?
Для чего? Зачем?
Маришка (надувая губы, на всякий случай отходя от матери подальше).
А теперь я отвечать не хочу!
Мать Маришки (замахивается для нового удара, но вдруг останавливается, увидев в волосах дочери кроваво-красный цветок, который может быть только с реки).
Я знаю откуда это…
Лишь в одной части земли,
Отыскать такого алого цвета…
Голос срывается.
Да вы же…утонуть могли!
Ты на Коцит опять ходила?
Ну-ка! Отвечать!
Маришка (равнодушно пожимает плечами).
Где была, там, значится, судьба водила.
Не надо так кричать!
Мать Маришки (не примериваясь, хлещет дочь полотенцем).
Вот как?!
В косы ты желаешь цветов?
Рискуешь, спускаясь во мрак?
Откормилась с домашних хлебов!
Ну…я все косы твои
Обрежу сейчас!
Сберегу тебя! Всё от любви,
Никаких прогулок, это был последний раз!
Сцена 1.4
Маришка, услышав про свои косы, неожиданно распрямляется и лихо перехватывает руку матери, вырывает из её пальцев полотенце.
Маришка.
Не смей! Не тронь!
Я сама себе огонь!
Что, думаешь, не знаю,
Что и ты молодой была?
Мать Маришки (пятится, словно теряет опору, каждое слово дочери хлещет её, она будто бы сутулится, горбится, слабеет, в голосе её появляется плаксивость).
Маришка, я умоляю…
Маришка.
Да плевала я!
Что ты мне грозишь?
За что ругаешь?
Если ты ночами спишь…
Мать Маришки (в несмелой попытке).
Там опасно, ты же знаешь!
Маришка.
Ну и что? Велено тебе –
Не тронь!
Оставь тоску себе.
Я есть молодость, огонь!
Мать Маришки.
А я запру…
Маришка.
Совсем сбегу!
Кос моих тебе не плесть,
Если надо,
То и у меня ножницы есть!
Швырнув полотенце на землю, Маришка с видом победителя идёт прочь со двора. Мать Маришки бросается за нею следом.
Мать Маришки.
Маришка! Постой!
Ну же, Маришка, вернись!
останавливается.
Вот девица дурная!
Маришка (не оглядываясь).
И ты была молодой!
Но если твоя кончена жизнь,
То моя не такая!
Приду завтра с утра!
Мать Маришки (без движения, наблюдая за уходящей дочерью).
Да иди куда шла!
И тут же заходится слезами горя, отчаяния и обиды.
Сцена 1.5
Дом Катерины. Её комната – светло и скромно, никаких лишних, ненужных и просто ярких предметов. Всё в строгости. Катерина сидит у окна, пальцы её умело шьют, она легко протаскивает нитку раз за разом, в ткани проявляется узор, но мыслями Катерина где-то далеко.
Катерина.
Откуда чувство во мне,
Что я не живу, а наблюдаю?
Откуда чувство, что я во сне,
Сама не чувствую, не ощущаю?
Откуда эта тишина
В моей душе да в доме?
Ночью зачем лежу я без сна?
Никто не знает, кроме
Тех сил, что другими владеют,
Тех сил, что не разумеют:
Не у всех душа в огне.
Есть и такие – подобные мне!
Отрывается от шитья, смотрит в окно, затем вздыхает, прислушивается к тишине своего дома, и снова, с непреодолимым, тоскливым упорством возвращается к шитью.
Я тиха и незаметна даже себе,
В зеркалах легко узнаюсь.
Но откуда же чувство во мне,
Что ничего не зная, я всего боюсь?
Её внимание привлекает шум с улицы. Ясно слышится голос Матери Маришки:
–Маришка! Вернись!
Катерина.
У Маришки в доме скандал,
Снова своё учудила!
Ну что за бурю Бог ей дал?
Ну что за силу?
Где она пробегает –
Там смех и голоса.
Коса её закрывает
Свет и небеса.
Осекается. Пальцы сбиваются с привычного ритма, Катерина, не заметив, колет себе даже пальцы, вздрагивает от неожиданности, приходит в чувство.
Я тиха и незаметна даже себе,
В зеркалах легко узнаюсь.
Но откуда же чувство во мне,
Что ничего не зная, я всего боюсь?
Откуда чувство во мне?
Я молода, но как проживаю?
В тишине, у окна! Во сне,
Как чужая блуждаю…
Пусть силы не разумеют,
Что не всеми огонь владеет.
Не всем бунт теснит грудь.
Есть и те, кто во сне —
Подобные мне.
Вздыхает.
Мне бы огня чуть-чуть!
Сжав губы, сдерживая слёзы, утыкается в шитьё. Внезапно, в окно стук, Катерина вздрагивает, оборачивается и видит у окна Маришку.
Маришка. Тоскуешь, Катерина?
Катерина виновато улыбается.
Сцена 1.6
Маришка веселится, глядя на смущение Катерины.
Маришка.
Ну, что, Катерина? Опять у окна?
Ты ещё не устала смотреть?
Катерина.
Слушала шум с твоего двора…
Маришка.
Я махнула через плеть!
Катерина.
Что случилось с тобою?
Чем можно помочь?
Маришка (отмахивается).
Мать всё воет!
Злится за прошлую ночь.
Катерина бледнеет. В отличие от Матери Маришки, она осведомлена лучше.
Катерина.
Ты что…опять?
Маришка.
И ты туда же?! Робкая птица!
Ну что ж…я к Коциту ходила гулять!
Что дома сидеть, коль не спится?
На Катерину эти слова производят особенное впечатление. Она краснеет.
Катерина.
Но там же…
Осекается.
Скажи: там…как?
Маришка (довольная эффектом).
Там? Мы костёр собирали,
До небес его жгли.
Так себя развлекали…
Смотрит с насмешкой на Катерину.
Сегодня будем вновь.
Катерина.
Зачем вы…
Маришка.
Кипят страсти и кровь!
Там дурман мечты
Ночь открывает.
С презрением.
Хотя, что тебе говорить?
Свободный клетки не понимает.
Как только можно неволею жить?
Кровь бросается в лицо Катерине.
Сцена 1.7
Маришка насмешливо глядит на изменившуюся в лице Катерину и тут Катерина вдруг бросается к окну, хватает её за руку.
Катерина.
Маришка, всем что есть молю!
Возьми с собою и меня!
На Коцит-реку! Я смогу!
Маришка.
Взять с собою…тебя-я?
Она поражена и в оглядывает Катерину так, словно в первый раз её видит.
Тебе-то зачем, робкая птица?!
Там скользко и потемну
Можно упасть да разбиться!
На этот раз Маришка не издевается. Она всерьёз озадачена.
Катерина.
Но вы же там! А мне почему
Туда нельзя и ступить?
Я тоже…
Краснеет.
Тоже жить хочу!
Тоже хочу взлететь.
Умоляет.
Или как другие живут посмотреть…
Сцена 1.8
Маришка недолго колеблется, затем, представив, какой фурор она произведёт, приведя с собою «Робкую Птицу», решается.
Маришка.
Ну что ж…отчего б и не взять?
Только, чур, не робеть, не кричать!
И если дотянуться мёртвые руки,
Если решатся коснуться тебя,
Или услышишь ты странные звуки…
Катерина бледнеет, кажется, она уже готова пойти на попятную.
Катерина.
Маришка…
Маришка (спохватывается).
Ладно, прости меня!
Возьму, но не смей робеть.
Согласна так?
Это согласие Маришке теперь нужно больше, чем Катерине.
Катерина.
Да!..я постараюсь суметь.
Маришка.
Когда на землю ступит мрак,
Уснут родители твои –
Выходи во двор и жди!
А если боишься, то не ходи,
Не будь смешной,
Не ходи со мной!
Маришка сурово поджимает губы. Катерина поспешно кивает. Маришка коротко касается её руки и исчезает за окном.
Сцена 1.9
Ночь. Темно. Мать Катерины не спит. Она явно слышит скрип за стеной и встаёт с постели, стараясь самой держаться в тишине. В окно она легко и без труда видит, как, нелепо озираясь и постоянно замирая, из калитки выходит Катерина. Мать Катерины не делает ни одной попытки остановить дочь.
Мать Катерины.
Всегда казалась я себе мудрее.
Юной думала, что буду другой,
Отпущу, когда Маара стемнеет…
Наивной была и молодой.
Дочь моя из дома крадётся,
Я сделаю вид, что не слышу.
А тревога в сердце птицей бьётся,
Но этой тревогой я её не обижу.
Катерина замирает окончательно, ждёт. Мать наблюдает за нею, оставаясь в тени.
Я была молодой!
Точно помню как
Убегала сама.
Мама теряла покой,
Ждала, когда исчезнет мрак,
И я пройду со двора.
Ещё одна тень во дворе Катерины. Мать настораживается, но расслабляется, узнав Маришку.
Я злилась и думала, что
Тревоги матери напрасны.
Ну кто меня обидит? Кто?
Где весело не может быть опасно!
И верила я, что своё дитя
Не стану тревогой мутить.
Но приходит ночь, и я
Понимаю – не отпустить!
Маришка подбегает к Катерине. Видны два их силуэта. Вычерченные луной. Девушки коротко приветствуют друг друга.
Я была молодой!
Точно помню как
Убегала сама.
Мама теряла покой,
Ждала, когда исчезнет мрак,
И я пройду со двора.
Девушки, оглянувшись по сторонам, идут прочь.
Катерина спокойна, верна,
Но молодость своё берёт.
Она пройдёт, как я, со двора,
Когда рассвет придёт.
И я сделаю вид, что спала,
Что не знаю про бегство.
Я такой же раньше была,
Но теперь у меня материнское сердце.
Уже не скрываясь, Мать Катерины смотрит на убегающих в лес девушек, качает головой то ли с сожалением о том, что всё-таки отпустила, то ли сожалея, что не может побежать с ними.
Ах, великая Маара, молю!
Сбереги моё дитя от зла.
Я не неволю, хоть очень люблю,
Но ведь и я такой же была!
Ведь и я отнимала покой
У матери своей, сбегая.
Тогда я была молодой,
А теперь моя дочь молодая…
Сцена 1.10
Катерина и Маришка идут по лесу. Катерина старается ступать след в след за подругой, но Маришка двигается ловко, а Катерина то на сучок напорется, то зацепится о корягу…в темноте ей непривычно и не видно. Но щёки Катерины горят в предвкушении чего-то нового, и вся обстановка действует на неё радостным образом.
Катерина.
Я думала: меня страх поведёт.
Он мне укажет путь.
Но почему-то я не боюсь.
Мне кажется: что-то грядёт,
Но страх не держит мне грудь,
Я не плачу, я смеюсь.
Маришка усмехается, но не останавливает подругу. Вместо этого она просто продолжает её вести.
Катерина.
Странное счастье во мне
Оживает, стучится,
И о чём-то вещает.
Я никогда не была при луне,
Ведь я – Робкая Птица,
Но она мне теперь путь освещает!
Возможно ли это?
Не сон ли прекрасный?
Не бред? Не обман?
Неужели будет так до рассвета?
И где тут могло быть опасно?
Я в сказке будто…или то туман?
Возможно ли это? Я оживаю,
Чувствую, что и во мне пламя есть.
И наплевать на придумку ненастий!
Я иду…нет, не иду…я летаю!
Сколько ночей утеряно не счесть,
Но вот моя – и я окрылённая счастьем!
Маришка усмехается. Неожиданно она останавливается, затем разворачивается к Катерине, та едва не врезается в неё, замечтавшись. Маришка смеётся, затем неожиданно кладёт руки на плечи подруги и с неожиданно силой толкаёт её впереди себя.
Катерина выпадает через мелкий кустарник прямо к сборищу молодёжи, которая усиленно собирает хворост для костра.
КОНЕЦ ПЕРВОГО ДЕЙСТВИЯ.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Сцена 2.1
Ночь. Прохлада. В небе висит страшная полная серебряная луна, мерцают редкие звёзды. Молодёжь сидит на берегу Коцит-реки, пересмеиваемся, переговаривается, собирает хворост для ночного костра.
Девушка 1.
Откуда сказки берут начало?
И где они потом живут?
Оглянись: сюжетов вокруг немало,
Они своей жертвы ждут.
Молодой парень 1.
Ночь настаёт, костёр уж готов,
Сегодня зажжёт он страсть.
Откуда сказки, из каких они снов?
Где до ночи скрывают власть?
Среди молодёжи выделятся молодой красавец. Он держится в стороне, пользуется определённым вниманием… это Ронан.
Ронан (посмеиваясь).
Лес шумит, за ним река,
За рекою судьбы ждут.
Кто идёт к нам сюда?
Где сказки себя плетут?
Молодёжь.
Под ногами Коцит лютует,
Он в сказках конец и начало.
Коль сердце юностью бушует,
Целого мира мало.
Здесь страсти свои и тайны,
И храбрится юная Маара.
Встречи наши неслучайны
Здесь сказкам начало.
Катерина вываливается из кустарников. За нею, смеясь в голос, привлекая внимание, выходит Маришка.
Сцена 2.2
Катерина, залившись краской, силится подняться. Девушка 1 приходит к ней на помощь, так как оказывается ближе всех.
Девушка 1.
Чего боишься, Катерина? Нас?
Вся сжалась…оробела!
Молодой парень 1.
Или пугает ночи час?
Чего ты онемела?
Девушка 1 замахивается на парня 1, мол, шутки его неуместны, помогает Катерине отряхнуться. Ронан обращает внимание на её смущение, наблюдает с лёгкой улыбкой. Её неуклюжее смущение кажется ему милым.
Девушка 2 (выводя Катерину поближе к костру).
Мы все свои,
Обиды не жди!
Молодой парень 2.
Мысли и слова не таи,
К костру проходи…
Шугает совсем молоденьких.
Ну…расступись!
Катерина совсем теряется от внимания и смущения. Она замечает Ронана и вздрагивает, встретив его взгляд. Поспешно опускает глаза.
Маришка (вышагивая к костру бодро и смело, ей здесь всё знакомо).
Если боишься – вернись!
Я не нянька тебе!
Молодая девушка 1 (подзывает Катерину).
Садись ближе ко мне!
тебя отогреет огонь,
Все страхи отгонит.
Катерина с благодарностью жмётся к ней – та, похоже, понимает все её чувства.
Катерина.
От страха, похоже, дрожит уж ладонь…
Ронан.
Не бойся, здесь давно никто уж не тонет!
От его внимания у Катерины перехватывает дух. Маришка оборачивается к нему со странным выражением на лице, кажется, она ждала его внимания для себя.
Катерина.
Спасибо…Ронан, просто я впервые.
Ронан.
Все бывали чудными.
Боялись ночи, и уйти со двора.
Боялись впервые гулять до утра.
От его поддержки и внимания Катерина несмело улыбается, но тотчас снова отводит глаза.
Девушка 3 (разряжая обстановку).
Да-да! Все проходят – память с нами!
Отзывается и песней, и кострами!
Молодой парень 3.
И родители наши тоже –
Когда решались впервые!
Все смеются. Даже Катерина. Не удержавшись, она снова бросается взгляд на Ронана и снова встречает его.
Ронан.
Ты не робей, Катерина!
Лучше скажи: что ты есть?
Девушка 1.
У тебя смущение милое!
Но скажи: как решилась оказаться здесь?
Сцена 2.3
У костра.
Маришка (насмешливо, с явным недовольством, что всё внимание и особенно внимание Ронана приковано не к ней, уговорившей Робкую Птицу! А к Катерине).
А я вам скажу за неё, не тая!
Живёт она в двух шагах от меня.
Мастерица в плетении, и…
Это отрада всех дней!
Усмехается, демонстрируя, как ей, Маришке, противно такое мирное существование.
Вся жизни – тихие дни,
Нет ни мыслей, ни страстей…
Девушка 1 (держа Катерину за руку).
В которой раз убеждаюсь я,
Что ты, Маришка, та ещё змея!
Маришка белеет, вскакивает. Катерина вздрагивает от такой резкости. Девушка 1, однако, не промах, и тоже легко встаёт следом.
Подругу свою, совсем не желая,
высмеиваешь ты перед нами!
Что с того, что она робеет?
Что с того, что не была прежде с нами?
Катерина теряется Девушки обнимают её, касаются, показывая свою защиту.
Маришка.
Змея-я? да ты сама – лисица!
Что, думаешь, не знаю?
Катерина (вскакивает, вырывается от подруг, встаёт между Маришкой и Девушкой 1, которые, кажется, готовы вступить в серьёзную ссору).
Стойте! Должна я объясниться!
Маришка совсем не такая!
Она права насчёт меня.
У меня душа птицы.
Не искала и не знала я,
Но решилась, не зная,
На что могу решиться…
Маришка подруга мне.
И я едва её упросила
Взять с собою к реке…
Ронан (поднимается тоже, держится мягко, но строго).
Не надо больше. Катерина!
Мы рады приходу твоему.
Чем больше – тем и веселей.
И не надо бояться тьму…
Садись рядом с нами,
Пой наши песни, пой…
Ронан берёт Катерину за руку и провожает её до места рядом с собой. В глазах маришки застывает злость.
Мы все однажды начинали.
Каждый из нас был сначала как чужой.
Девушка 1 (расслабляясь).
Верно, Ронан! Верно ты сказал.
К кострам! К кострам!
Девушка 1 возвращается на своё место. Маришке ничего не остаётся как сесть рядом.
Сцена 2.4
У костра.
Девушка 1.
Не робей, Катерина,
Пой с нами!
Для того и молодость дана.
Парень 1.
Верно! Молодость – сила,
Для того мы здесь ночами,
И молодость одна.
Ронан.
Жаль, что ты раньше таила себя,
Жаль, что раньше к нам не ходила.
Жаль всех упущенных дней…
Катерина смущается, но почему-то не может отвести от него взгляд.
Но сегодня здесь, у огня,
Не робей, Катерина.
Будь смелей.
От его голоса Катерина ободряется. Маришка замечает это и стремится смутить подругу. С нарочитым воодушевлением она подхватывает посыл компании.
Маришка.
Да! Не робей, подруга!
Пой с нами.
Громко пой.
Все свои у этого круга,
Собираемся ночами…
Пусть тебе здесь впервой!
Катерина вздрагивает. Девушки переглядываются – поведение Маришки неприятное.
Девушки (не желая ссориться, затевают песню).
На самом краю миров,
Где чертоги богов,
Где рождаются сны…
Герои далёкой страны
В битве проклятой сошлись.
Катерина слушает с замиранием сердца. Маришка внимательно смотрит на неё – сама не поёт.
Ронан (неожиданно касается руки Катерины, поддерживая её и вместе с другими Парнями подхватывает песню).
На горькую смерть,
Не на жизнь…
Победителю клеть,
Проигравшему тьма.
Кровью умыта та даль,
В слезах задохнулась страна.
На плечах её вуаль…
Катерина (ощутив поддержку, краснеет и вливается в общий хор, при этом она не сводит взгляда с Ронана).
Так погибала свобода,
Так восставали ветра…
Король, что бился за народы,
Пал и земля пуста.
Парни, девушки, Катерина и Ронан.
На самом краю миров,
Где чертоги богов,
Где рождаются сны…
Герои далёкой страны
Снаряжаются в битву-поход
За свободу и народ,
За цветы и короля,
Что приняла земля…
Катерина по-настоящему счастлива. Маришка, незамеченная, яростная, поднимается и незаметно удаляется от компании. Девушка 1 замечает её уже у берега, но отворачивается – Маришка всего лишь хочет побыть одна.
Сцена 2.5
Маришка скрывается от света костра. Ей неожиданно дурно – всё идёт не так, как она о том планировала.
Маришка.
Почему они смотрят так,
Словно она из света?
Как случилось подобное? Как?
Кто предвидел бы это?
Почему их глаза сияют?
Почему замирают они…
Оглядывается на молодёжь у костра. Катерина по-прежнему в центре внимания, но она смотрит лишь на Ронана.
Робкая птица! А они внимают,
И у Ронана в уме слова любви!
Взбесившись, желая хоть как-то высвободить свой гнев, поднимает с земли камешек и бросает его в Коцит. Далёкий плеск…
А ведь он никогда
Так на меня не глядел!
Какою бы я не была –
Я всегда не у дел!
И теперь он не сводит глаз
С Катерины, что смеётся надо мной…
Теперь её, а не мой пробил час,
И это я стала чужой!
Девушки (у костра, подначивая Катерину).
Катерина, пой с нами!
Подхватывай верное слово!
Ронан.
Истина открыта лишь ночами,
Любовь – мирам основа!
Девушка 1.
Вступайте за мной!
Ну! Жил смельчак
В земле смурной…
Парни.
Никого он не боялся,
Лихо шёл в любой он бой!
Его никто не мог сразить,
Не мог настигнуть, победить!
Ронан.
Лишь одно его томило:
Его любимая забыла!
Катерина (уже смело).
Его любимая забыла,
А недавно обещала,
Ждала-ждала, но вот – остыла!
Все (кроме Маришки).
И сердце ей теперь могила!
Девушка 1.
Маришка, ты?!
Маришка.
Ещё чего!
Все (кроме Маришки).
Ей не надо ничего,
Ни шёл, ни вин, ни злата!
Позабыв его легко,
Уста и ум пленила ядом!
Маришка (обращаясь к себе, ибо другим нет до неё дела).
Что с ними? Что с ними?
Почему я бешусь?
Почему все они не такие?
Почему я боюсь?
Все.
Его любимая забыла!
Маришка.
Вот оно! Забыта я!
Катерина заменила меня,
Словно это ей по силам!
Все.
Смельчака своего позабыла,
А вчера ещё милым звала…
Маришка (против воли сжимая руки в кулаки).
Ну уж нет! я всё ещё сильна!
Сцена 2.6
Маришка усилием воли заставляет себя вернуться к костру. Между тем, некоторые от него, разбившись на парочки, отходят, распределяясь по берегу. Маришку пытаются пригласить, но она отмахивается. Катерину уводит же к краю берега Ронан.
Катерина.
Смотреть не смею,
И верить тоже.
Как прежде робею,
Но ни что не похоже!
Ронан.
Если я скажу тебе,
Чем отзывается сердце…
Поверишь ты мне?
Позволишь надеждой согреться?
Катерине непривычны подобные слова. Но она отвечает.
Катерина.
Если я скажу не то,
Если не о том огне пойму…
Ронан (торопливо перебивает).
Чувство без спроса пришло,
Отгоняет свет и тьму.
Катерина.
Если верно я понимаю…
Ронан.
Если впервые боюсь?
Катерина.
Себя в себе не различаю!
Ронан.
Во взгляде твоём остаюсь.
Посмотри на меня,
Скажи, что чувствуешь то же!
И то восхищает тебя,
И ни на что не похоже!
В голосе Ронана мольба. Маришка делает вид, что увлечена беседой с оставшимися у костра, но поглядывает в их сторону.
Катерина.
Ощущаю в себе,
Пробуждённая будто тобой.
Моё сердце в огне.
Отступил и покой!
Слова Катерина кажутся ей самой открытием. Ронан улыбается.
Ронан.
И странное счастье во мне
Птицей рвётся.
Я храню тебя в себе,
Признаться лишь остаётся!
Катерина (совсем осмелев и отпустив всякий страх).
И странное счастье влечёт,
Как не влекло никогда!
Что-то во мне восстаёт,
Чему-то говорю: «да!».
Ронан.
И это слово важнее всего
Отзывается дрожью.
Катерина.
Странное чувство пришло,
И ни на что оно не похоже…
Катерина, поддаваясь желанию, касается руки Ронана, переплетает его пальцы со своими. Ронана её робость приводит в восторг – он осторожно касается её пальцев губами, боясь спугнуть.
Сцена 2.7
Маришка не выдерживает. Она вскакивает. Заметив же, что её резкость привлекла к ней всеобщее внимание, она меняет тактику и, улыбаясь, насмешничая, полушутливо-полугрозно напускается на всех.
Маришка.
Полно! Хватит миловаться!
Дурить и смеяться,
Хватит песен, хватит вам,
Пора по домам!
Катерина (пугаясь).
Как? Уже? Уже пора?!
Ронан (не скрывая разочарования).
Так скоро…будто миг!
Маришка.
Увы! Ступайте по дворам!
Солнце скоро свой поднимет лик.
Девушка 1 (хмуро).
Маришка, ещё темно.
Парень 1 (мрачно).
Маришка, что с тобой?
Маришка.
Да кажется вам! Уже скоро серо,
Пора домой, домой!
Молодёжь ещё недолго недоумевает, но Маришка имеет всё-таки свой вес в компании да и кажется решительной. Наконец, компания смиряется, кому-то и впрямь кажется, что небо посерело… понемногу начинают расходиться.
Сцена 2.8
Ронан и Катерина не могут расстаться.
Ронан.
Клянусь тебе: едва взойдёт рассвет,
Я приду к тебе с надеждой.
Эта ночь оставила свой след,
Смутила мой нрав мятежный.
Ты лишила меня покоя,
Но дала то, чего я не имел.
Рассвет придёт и я откроюсь,
Робею, хоть прежде был смел!
Катерина.
Клянусь тебе, что стану ждать,
Как никогда никого не ждала.
Я не знала, что могу отыскать
За робостью своей два крыла.
Но они поднимают меня,
И в лике усталости нет.
Храбрость прежде не знала я,
Но ночь оставила след.
Маришка таится, не оставляя влюблённых. Ронан и Катерина, однако, не замечают её.
Ронан.
Клянусь тебе, что встреча скоро!
Я счастлив странною печалью…
Катерина.
Я открываю души запоры.
Пусть я ошибусь – я жить желаю.
Ронан.
Скоро солнце взойдёт и я…
Катерина.
Встречу тебя!
Скоро оно взойдёт,
Моё сердце надеждой живёт.
И с чего-то так странно трепещет,
А я ведь не думала даже,
Что подобные вещи
Есть дальше страниц бумажных.
Ронан.
Я встречу тебя – тот миг
Мне священен уже!
Я закрываю глаза: твой лик
На любом рубеже.
Я отступаю, чтобы прийти,
Я буду ждать…
Ронан/Катерина.
Клянусь тебя отыскать,
С рассветом нам по пути!
С тяжестью отрываются друг от друга. Ронан уходит, оглядываясь. Катерину же, не давая ей пойти следом, перехватывает улыбающаяся Маришка. Она жестом велит Ронану уходить. Катерина не замечает её даже некоторое время, смотрит вслед постоянно оглядывающемуся Ронану.
Сцена 2.9
Маришка оттаскивает Катерину.
Маришка.
Свидитесь днём!
У меня к тебе дело!
Поговорим? Да, отойдём.
Ну? Оробела?
Всё ещё ошарашенная Катерина безропотно позволяет себя вести к краю берега.
Да что с тобой?
Что за ночь одну?!
Не верти, подруга,
Честность держи со мной.
Я жду!
Непонимающую Катерину Маришка слегка встряхивает за плечи.
Не была ты такой до круга!
Что вдруг за смелость?
Откуда кокетство взялось?
Были робость и серость,
А тут?
Мрачнеет.
Схитрила небось?
Была ты другой!
Чем ныне стала?
Ну? Честность держи со мной,
Я хочу, чтобы ты отвечала!
Катерина не реагирует на колкость Маришки и вдруг спокойно обращает к ней сияющее лицо. Маришка даже отступает от неожиданности.
Сцена 2.10
Катерина.
Знаешь, можешь смеяться,
Но я полюбила его!
Застывает, пробуя эту мысль на вкус.
Это так, хоть правдой не может казаться,
Но рядом с ним я не боюсь ничего!
Моя душа что-то ждёт,
Готовая взлететь.
Сердце лихорадкой бьёт,
Побуждает на него смотреть.
По лицу Маришки понятно, что смех – это последнее, что ей сейчас близко.
Мне не верится, что взгляд один
Может менять весь мир.
Но это случилось со мной!
В его глазах я одна,
Я будто его, а он мой,
Я влюблена!
Катерина смеётся. Ей хорошо и светло. Маришка смотрит на неё, не зная, как разорвать это счастье.
Ты можешь смеяться, но слова
Мне больше не значат!
Лицом к лицу, глаза в глаза,
Не отвести: ведь боль иначе!
Моя душа трепещет и томится,
Я на пороге безумств!
Это ли я – Робкая Птица?!
У дверей неизведанных чувств!
Катерину переполняет восторг. Между тем в самом деле начинает сереть небо.
Я не узнаю себя, не узнаю!
Можешь смеяться, не веря мне.
Но я люблю его, люблю,
Я ожила…как и все я в огне!
Катерина вздрагивает, неуверенно улыбается, смотрит на Маришку робко, ожидая её реакции, снова становится прежней. Маришка через силу улыбается, но на лице её без труда читаются гнев, отвращение, досада и обида.
Сцена 2.11
Маришка находит в себе силы улыбнуться и делает шаг к Катерине и даже простирает руки для объятия. Катерина торопливо бросается к ней навстречу, но…
Краткое мгновение сменяет всё. Более сильная и ловкая Маришка без труда сталкивает Катерину в пучины Коцита. Громкий плеск пугает ночь, но Маришка остаётся спокойной. Она смотрит на то, как барахтается, не смея вздохнуть, не умея и крикнуть, Катерина, в которую уже вцепилось коварное течение Коцит-реки, и духи воды уже простирают прозрачные призрачные руки к девушке, утягивая её навеки в воду.
Маришка.
Ты, посланная мне как яд,
Как наваждение и пустота…
Да будет на то воля Богов!
Пусть гаснет твой взгляд,
Пусть ты будешь мертва,
Во власти оков!
Катерина перестаёт барахтаться. Она успевает взглянуть на Маришку как-то обиженно и даже гневно, но вода берёт своё.
Ты, посланная мне как кара,
Зачем на моё посягнула?
Зачем открылась, не тая?
Тебе послушной быть бы надо!
Тогда б ты не тонула,
Не вынуждала бы губить тебя!
Катерина сдаётся. Прозрачные руки и тела, появляющиеся изводы, плетённые из серебристой дымки, утаскивают её вниз, ломая всякое сопротивление.
Неужели этот Ронан значит
Тебе больших наших лет?
Зачем сглупила ты о нём?
Твои родители истлеют в плаче,
Но прежде твой истлеет след,
Смытый с грешной земли дождём…
Коцит становится обманно-неподвижным. Никакого движения и даже кругов по его поверхности. Маришка бросается в рыдании – настоящем, непритворном рыдании – на землю.
Я буду рыдать и буду виниться,
Что недоглядела и не спасла.
И поглотила пучина!
Ты посмела влюбиться,
Ты виновата сама,
Он – вся причина!
Маришка стоит на коленях. Спешно сереет небо…
Ты, посланная горем мне,
Утонула в бурном потоке.
Засыпай, на дне засыпай.
Я буду все годы рыдать о тебе,
Винить на последнем сроке…
Но ты виновата, а значит – прощай!
Касается губами берега, ничком валиться на песок, лежит в скорби…
Сцена 2.12
Утро. Рыдает у берега Мать Катерины. Мать Маришки обнимает её. Потрясённый Ронан стоит – совсем застыл… все жители на берегу – одни в потрясении, другие в сочувствии.
Жители.
Река плача, река гнева
Жизнь и юность низвергает.
Трусом был ты или смелым —
Река того не разбирает.
Холодное тело её
Души плетут.
Если коснулся — всё,
Тебя не спасут.
Катерина была молода,
Впервые она полюбила.
Первая ночь у костра
И ныне вода ей могила.
В легенду уйдёт её
Птичье, робкое сердце.
И много сплетут ещё
Мол, в речке она —
Если захочешь всмотреться!
Скажут, что была у костра,
Что бросилась в воду,
Или сманили…
Солгут, что была непогода,
Что Катерину убили.
В реку плача, в реку гнева
Упала нежная птица.
Сломалось бедное тело…
Кто-то скажет, мол, блудница!
Кто-то вспомнит, что была тиха,
Кто-то скажет: прясть умела.
У неё ночь счастья была,
А дальше холод реки гнева.
Холодное тело её
Души плетут.
Если коснулся — всё,
Тебя не спасут.
Ночь тянет день,
День тянет ночь…
В глади обманной тень,
Которой нельзя помочь.
Под водой печальный взгляд,
В сердце мертвый звук.
Река не вернет назад,
Не выпустит из мертвых рук.
Катерина схоронена здесь,
Как и сотни тел других.
Кого-то любовь, кого-то месть,
А кто-то приветил чужих.
Река плача, река гнева
Всех обнимает как мать.
Трусом ты был или смелым —
Ей наплевать.
Плетут её полотно
Мёртвые души,
Их бог здесь спит.
В телах нет ничего,
А жалобы слёз не слушай —
Ими опасен Коцит.
Мать Катерины теряет сознание. Жители приходят ей на помощь и уносят прочь от берега. Маришка отстаёт на мгновение, касается плеча Ронана с сочувствием, тот вздрагивает, но узнав Маришку, кивает.
Конец второго действия.
Конец пьесы