Эрмитаж — это страна, где камень говорит (А. П. Чехов)
В полутемной комнате, основным источником света которой был телефон, сидела девочка. Та была настолько поглащена своим сериалом, что не услышала, как подошла мама: «Даша, ты хочешь опять проспать до одиннадцати? Хоть сейчас и каникулы, но все равно нужно соблюдать режим?» — услышала она, когда ее мать вытащила наушник. «Ну маам… Можно еще 10 минут, ну пожалуйста!» — умоляла девочка, но все было тщетно. Пришлось встать, поставить телефон на зарядку, бережно убрать наушники в чехол и отправиться спать. В спину ей крикнула мама: «Дочка, чуть не забыла, мне написала ваша классная руководительница. Она предложила поехать в Эрмитаж! Вы поедете на экскурсию в эту среду».
Даша не разделяла энтузиазм матери. «Ну что интересного может быть в разглядывании старья?» — спросила она. На что мама ей ответила: «Солнышко, иногда полезно выходить на улицу, к тому же ты никогда не была в Эрмитаже. Разве лучше сидеть дома, уткнувшись в телефон?» «Ну хорошо мам, сказала девочка, — Я поеду туда, чтобы самой решить: интересно там или нет». «Посмотрим, — проговорила мать, — Может, тебе там все-таки…Спокойной ночи».
Время пролетело быстро, и Даша не успела оглянуться, как оказалась у входа в Новый Эрмитаж. Перед ней возвышались десять гигантов, держащих на своих гранитных плечах балкон невысокого здания. Та повернулась к одноклассникам… Но вместо них увидела трех молодых людей в странной одежде, которые аккуратно несли крупный сверток. «Куда же все делись?» — удивилась девочка и стала внимательно следить за тем, как переносили сверток.
«Один из предметов маркиза Кампаны», — услышала она за спиной голос. Это был высокий мужчина в возрасте, одетый в серый сюртюк, который обращался к двум женщинам, выглядевшим так же странно, как и он. «Одеты как-то… старомодно», подумала Даша, а в это время человек продолжал: «Мой знакомый, Степан Александрович, сыграл немаловажную роль в покупке этой коллекции. В общей сложности 800 ценных вещей», — с важностью сказал он, а дамы возбужденно зашептались. «А что они сейчас несут?» «Это та самая ваза?» — спросили они, на что мужчина ответил кивком: «Замечательное уникальное произведение ручной расписной керамики, известной как «царица ваз». Свой царский титул она получила благодаря своему декору».
Вдруг девочка почувствовала, как мир покачнулся, а когда она открыла глаза, то увидела, как классный руководитель обращается к ней: «Даша, не спи на ходу, пожалуйста, надо уже заходить». Потрясенная, она вошла в зал, набитый множеством людей , в совершенно обычной одежде. «Может, это аниматоры?» — подумала Дарья, торопясь за своей группой. «Но тогда куда они пропали… Может, мне показалось?»
«Прошу минуточку внимания, здравствуйте, сегодня я буду вашим экскурсоводом». Это была молодая женщина приятной наружности, в темных брюках и изумрудной блузке, с накинотой на плечах шалью солнечного цвета. Она тем временем продолжила: «Для начала осмотрим отдел Древней Греции и Рима. У входа нас встречает Колыванская ваза — самая большая в мире. Она обладает массой 19 тонн! Изготовлена из зелено-волнистоя яшмы специально по заказу Александра I». Зрелище и впрямь было впечатляющим. Огромный сосуд возвышался над девочкой, у которой тут же возник вопрос. «А как ее занесли в музей?» — обратилась она к женщине. «Хороший вопрос! — улыбнулась та, — На самом деле, на тот момент не существовало подходящего зала, способного вместить это произведение искусства. Поэтому его построили: сначала основание, затем установили вазу, а потом уже стены.
«Правда?» — удивилась Даша. Она призналась себе, что экскурсия оказалась не так уж и скучна, но все равно, зачем императоры тратили состояния на одну забаву? Деньги некуда девать что ли? Размышляя, девочка шла по просторному залу. Мраморные статуи, картины, вазы… Вазы! Дарья заметила крупный сосуд с надписью «Чернолаковая гидрия «Царица ваз» Древняя Греция, Аттика, 330 г. до н.э». Это же ваза, про которую говорил тот странный человек! «Кажется, эту вазу сегодня принесли?» — спросила девочка. «Ну что вы! — ответила экскурсовод, — Этот экспонат доставили к нам еще в 1862 году. «Она не шутит? тогда что я увидела? Ваза же настоящая, как я иначе могла о ней узнать?» — Думала Даша, но вскоре решила забыть об этом и не обращать внимание на странности.
Но они только начинались. Женщина-экскурсовод решила показать самое интересное в каждом из зданий Эрмитажа. Следующим на очереди был Зимний дворец. Это здания было еще более величественным, чем представляла себе девочка. Здесь они задержались на несколько часов. Вечерело. Даша шла, еле волоча ноги. Она и не заметила, как отстала от своих.
Вдруг, девочка услышала крики, доносящиеся из соседнего коридора. Та из любопытства заглянула туда, и ахнула. Коридор был охвачен пламенем, и люди в военной форме сновали туда-сюда, перенося портреты каких-то гвардейцев. «Постарайтесь спасти все!» — крикнул человек, очевидно командир, уже знатно обгоревший. «Мы не успеем!» — кричали со всех сторон. Офицеры быстро пронеслись мимо Даши. Становилось жарко. Она хотела было убежать за ними следом, но увидела, как какая-то женщина побежала в охваченный огнем зал. Девочка, несмотря на страх, охвачивший ее, кинулась за ней следом. «Стой, ты куда, сгоришь ведь!» — кричала она, но женщина не слушала. Они оказались в просторной комнате, посреди которой возвышалась огненная завеса. Видимо, одна балка, не выдержав нагрузки, обвалилась. Женщина, увидев, что дальше не пройти, бессильно упала на пол. По ее пылающим от жара щекам потекли слезы. «Девушка, надо уходить, пожалуйста вставайте», — умоляла Даша, на что дама лишь покачала головой: «Не могу, там мой Василий, я не могу его бросить». «Какой еще Василий?! — начала волноваться девочка, — Там никого нет».
«Мой Васенька пал в бою, храбро сражаясь за Родину против французов, его подвиг высоко оценили, и потому его портрет висел здесь, — механическим голосом отозвалась девушка, — Единственное что осталось у меня».
Дарья начала осматриваться, стараясь разглядеть что-то сквозь дым. Понимая, что эта дама не уйдет без картины, девочка решила попробовать пройти дальше и забрать ее. И вот, она увидела небольшой просвет. «Мой шанс!» — подумала та и прыгнула вперед. Свирепый жар окутал ее, но Даша не обращала внимания на боль. Она увидела портрет, беспомощно лежащий на уже порядком обгоревшем паркете. На удивление, сама картина не пострадала. Девочка прыгнула обратно.
Увидев портрет любимого, девушка ахнула: «Спасибо большое!» «Благодарности потом, а сейчас надо бежать!» — сказала Дарья, и они обе кинулись вниз по лестнице. Отдав портрет, девочка со спокойной совестью провалилась в темноту. И вдруг… боль утихла.
Когда она открыла глаза, то увидела, что находится в том же зале с портретами, но он и не думал гореть. «Фуух, это всего лишь сон», — подумала девочка, осматривая себя. Но когда ее взгляд обратился на правый рукав своей новенькой блузки, то увидела на ней следы ожога. «Так, хватит отвлекаться, надо найти своих!» — промелькнула в голове мысль. И в ту же секунду, она услышала: «Вот ты где, опять задремала?» К ней направлялась экскурсовод: «Не волнуйся, сейчас вы уже разъедетесь по домам, но напоследок, я хочу вам кое-что показать».
Пока они направлялись к выходу, женщина проговорила: Знаешь, когда я впервые попала в Эрмитаж, я как-будто провалилась в прошлое. С Пушкиным говорила, представляешь! Хах… Ну или мне это приснилось, но этот музей так завлек меня, что с тех пор я поняла, кем хочу быть. И вот, много лет спустя, я снова оказалась здесь. Я работаю здесь уже 7 лет. Подумать только, 7 лет!
Дарья изумленно посмотрела на нее: «Вы не шутите?» Женщина рассмеялась: «Я же говорю, может мне это приснилось.» Больше они на эту тему не говорили.
Экскурсовод повела класс в Малый Эрмитаж. «Итак дети, перед тем, как вы покинете это место, я хочу вам показать настоящее чудо». С этими словами, они вошли в ярко освещенный зал, посреди которого стоял золотой вольер. «Это единственный в мире крупный автомат 18 века, дошедший до нашего времени без изменений, сегодня эти часы должны заводить!» Даша взглянула туда. Внутри стояло удивительной красоты дерево, а на нем грациозно уселся золотой павлин. Заиграла мелодия, и павлин изогнул голову как живой. «Эти часы заказал Григорий Потемкин для своей возлюбленной императрицы Екатерины II. Их привезли разобранными, и, к сожалению, князь Потемкин не успел увидеть их во всей красе».
И тут девочка увидела полупрозрачную жещину, которая очень похожа на императрицу. Та кивнула ей, и нежно, с грустью взглянула на дивные часы.
Кажется, Даша поняла, почему сегодня было так много необычного: «Сам музей хотел показать, что искусство — это отражение чувств прежних людей, которые тоже радовались, горевали, влюблялись. Все, что мы можем сделать — это с уважением относиться к нему и сохранять историю в наших сердцах». Это был день, когда девочка полюбила искусство и захотела связать с ним жизнь.