Истории ангарчанки

Прочитали 1648









Содержание

Дворец Культуры
Второе августа. Раннее утро предвещало нечто успокаивающе приятное, нежели день. Например, полусонные пустые улицы, на дорогах которых плавно ползут первые автомобили и автобусы; или ласковая прохлада, которая вот-вот сменится духотой… И крыша. Нарядная и массивная она на протяжении долгих лет поддерживает колонны Дворца Культуры этого маленького города.
Я довольно часто гулял поблизости, и всё никак не мог оторвать взгляд от того самого места, куда однажды планировал забраться. И забрался.
Я изучал Дворец, обойдя его кругом три раза, а затем прикоснулся к пыльному камню стен: шершавый, как кошачий язык. Мне говорили, что здание возвели строители из Ленинграда в 1955 году. Плод колоссального труда и гора, вершину которой так и тянет покорить.
С затеей медлить было нельзя: пока народу не слишком много, можно и попробовать.
На пару мгновений почувствовал себя котом, ищущим приключений на хвост. Дух захватило. Это состояние можно сравнить со страхом высоты, но у меня отродясь его не было. А может… с влюблённостью? Нет, тоже не то, хотя и при ней что-то там захватывает и даже кружится голова.
То было приятное волнение и чувство внутреннего восторга победителя, когда тот пересекает финишную прямую.
Между крышей и лепниной виднелось небольшое пространство, в которое я уселся. Центр города виден как на ладони. Поглядел на статную фигуру Ленина, который устремил пустой взгляд куда-то вперёд, скорее всего, на вокзал; видел острые носики флагов разных цветов, лепестки фонарей и величавую башню с часами. Никогда еще не удавалось запечатлеть её с такого ракурса, красиво!
Будь я художником, сделал бы пару набросков в блокнот, или, будучи музыкантом, создал обложку одного из альбомов. Но какая в нём могла бы быть музыка? Мрачная, с подуставшим голосом и текстом про заброшенные города и прошлую любовь? Возможно.
Вдалеке, возле проезжей части стоял человек. Точно нельзя было определить, мужчина это или женщина, но этот кто-то ясно дал понять, что я его заинтересовал. Действительно, не каждый день встретишь человека на крыше ДК. Я невольно помахал человеку ручкой, и он заметил! И помахал в ответ. А ещё говорят, что у нас люди не особо приветливые. Хотя, может, мне показалось… Так или иначе, фантазировать и мечтать никто не запрещал. Затем человек подошёл поближе, и сделал ещё пару движений руками – что –то достаёт. Телефон? Уж не собирается ли он обращаться в полицию, жалуясь на хулигана, что забрался на крышу в 6 утра? Я ведь ничего плохого не делаю: не распиваю спиртное, не кричу и не завываю песни, даже не курю!
Вздох облегчения. Просто фотографирует. Ха-ха, забавно, человек сидит на крыше и машет ручкой. Теперь обо мне точно кто-то узнает помимо него и тех случайных прохожих, мысли которых забиты работой и домом. Хотя и те на меня не обращают никакого внимания. Ну конечно – интернет! Несколько городских пабликов, а может один… Ладно, подумаешь. Они ведь так и не узнают, кто я: друг их, бывший одноклассник или нынешний сосед.
В городе и во всей стране найдутся тысячи, кто совершал что-то непривычное для взгляда прохожих: воровал дорожные знаки, таблички, надевал на голову ведро или разгуливал повсюду в одних трусах. И что? Этим уже никого не удивишь, но заставишь привлечь внимание. И в этом даже есть плюс – ты заинтересовал кого-то, не важно, в каком ключе, но о тебе хоть что-то сказали или пошушукались за чашкой кофе перед работой, это ведь ненадолго. Ты – мимолётная новость, но далеко не сенсация.
Что-то я размечтался, быть может, пора и слезть. Это не составило никакого труда. Наверное, это одна из тех вещей, отличающих меня от кота.
Тот человек, как оказалось, парень лет двадцати пяти, всё ещё стоял там и смотрел на меня, как на привидение. Но я только улыбнулся ему едва заметно и побрёл в сторону дома. Он усмехнулся, и в его серых глазах промелькнул огонёк удивления.
Часы показывали без пятнадцати семь. Неужели я провёл на крыше сорок пять минут? И только когда я подошёл к захудалой кафешке «Малина», понял, что замёрз и не на шутку проголодался. Стоит хотя бы кофе попить.
Домой я вернулся
часам к девяти, отогретый и сытый. Всё же «Малина» ещё подаёт надежды на жизнь, несмотря на скудное количество посетителей. Пирожки их далеки от домашних бабушкиных, но вполне съедобны.
Схватив телефон, я стал листать ленту, и уже через две минуты наткнулся на своё фото на крыше. «Как, уже?»
Тот парнишка изъявил желание остаться анонимом, но это ничего.
«Хочется просто сидеть на крыше Нефтехимика в 6 утра, а не вот это вот всё».
Недурно. Такие заголовки были популярны ещё в 2013 году, кажется. Комментариев оказалось мало, и ни один из них не привлёк внимания.
Где же все эти ворчливые знатоки всего мира, которые утверждают, что так делать нельзя? Ведь это неправильно, непривычно, у нас не делают так! Что ж, вот тебе и минутная слава. Как-нибудь обязательно попробую ещё, чего мне опасаться? Думаю, мне удалось там оставить частичку своего любопытства и неподдельного интереса, или чего-нибудь ещё.
Следующей целью будет поход в горы где-нибудь на Байкале, уж там – то любой найдёт закуток, на котором можно полазать.

***

Живая мозаика

Честно сказать, меня очаровывали не только крыши и выброс адреналина. Фасады панельных домов тоже не были исключением: они серые, грязно-жёлтые и холодные, такие же, как и ДК «Нефтехимик», но компактнее и безо всяких торжеств. Эти невзрачные коробочки с глазами-окнами стоят везде, куда ни глянь. Однако не каждая такая постройка выглядела как под копирку.
На тех, «особенных» домах вкраплялись цветные матовые осколки, образующие последовательность, неразрывную цепочку. А эта цепочка, в свою очередь, складывалась в гармоничный рисунок – панно.
Это не простенькие узоры, и даже не многоярусные орнаменты, а портреты. На некоторых из них может стоять один человек, устремляясь куда-то ввысь, вперёд – к Светлому Будущему! Ну и, конечно же, ликующая толпа. Толпа простосердечных и искренних советских рабочих, кибернетиков или спортсменов – их всех объединяет одно – стремление.
Никто из нас не знаком с ними лично, даже мои прадедушки и прабабушки, это же лишь мозаичные лица. Лица, изображавшие теплоту душевную и гордость за нескончаемый и упорный труд во благо советского общества.
А вот девушка в скафандре, которая смотрит на зрителя, как с телеэкрана, поддающегося помехам. Глаза наполняет серьёзность и боевая готовность, как перед выполнением наиважнейшей космической миссии.
Эта грозная девушка возвышалась над куском мутноватого моря с неприметной лодочкой. А на том берегу стоял коренастый человек в выцветшем рыжем комбинезоне, и с выжиданием вглядывался в атомное облако, которое преспокойненько так мог удерживать в одной руке. Разве не здорово? Это значит, что он готов взять всю советскую науку в кулак, как волю, и постичь её едва заметные горизонты.
Рядом с ними стоит Вождь (куда же без него?). Точёный подбородок, прикрытый треугольной бородой, и неизменный прищур. Он вопросительно разводил руками, да ещё и держал микрофон так крепко, будто боялся, что он выскользнет и разобьётся об асфальт.
На кого он так смотрит? Какой вопрос его интересует? Может, он чего-то не знает, и всё ещё ждёт ответа? Я не могу сказать. Возможно, он мог бы спросить: «Жив ли Советский Союз до сих пор?», или: «Читает ли молодёжь его литературу, статьи в «Комсомольской правде», вступает в кружки, носит ли галстуки?», «Что происходит у вас, товарищи?» – мог бы спросить он.
С таким же успехом он мог взять интервью у мэра города, но, скорее всего, мэр просто стоял бы в оцепенении.
Чем дольше я смотрел на Владимира Ильича, тем больше создавалось впечатление, что он вот – вот мне хотя бы подмигнёт, но этого не случилось.
Я мог до бесконечности придумывать диалоги с ним, просто стоя на одном месте, а люди обходили бы меня стороной и осекались: я же мешаюсь.
На тот момент было всё равно. Когда созерцаешь картину – и времени не замечаешь, чего уж говорить о людях.
Эффекта добавляло и то, что я не смотрел на картины в тишине, а слушал музыку, такую лёгкую и непринуждённую, она погружала в ту атмосферу мечтаний о Прекрасном Далёком, которое тогда не казалось жестоким, а совсем наоборот – магическим.
В ней, помимо мяукающего синтезатора, слышались обрывки речей советских актёров и даже политиков, в которых читалась надежда на полное покорение космоса и появление самой дружной и лучшей жизни на всей Земле.
Сейчас это может показаться абсурдным и несбыточным, но не тогда. Сейчас об этом можно только послушать и посмотреть, ну и пусть. Мозаики ведь есть, и по сей день никуда не исчезли. Да и не нужно им исчезать: это как стереть ластиком все яркие краски с только что нарисованного пейзажа, и оставить лишь карандашные линии.
На мгновение мне привиделось, что Вождь чуть передвинул правый зрачок на меня, а каменные усы шевельнулись. Но через секунду он всё так же глядел на магазинчики и жилые дома, будто недоумевая, как такие неведомые постройки с нелепыми названиями могли оказаться в Городе Победы.
Кто знает, как эти мозаики себя показывают в отсутствии публики? Забавно было бы знать о том, что тот человек в комбинезоне потихоньку качается, чтобы не потерять прежний вид мускулистого парня, волны Байкала движутся, а чайки совершают один мах крыльями… Только и всего.
Никто никогда не узнает об этом, как бы он ни старался. А что, если они выбирают тех самых, «Избранных», и невзначай подмигивают им так же, как и мне, либо показывают большой палец или кулак. В таком случае им следует задуматься об отдыхе или о поиске психиатра, наверное.
Вот ещё одна из причин, за что я люблю этот маленький спящий город. Таких, как он, похожих на него, много, но та жизнь, которая заложена в нём – уникальна, и ни один архитектор не вложит ту частичку своего профессионального взгляда, что когда-то вложили в него, ведь им всегда будет чего-то да не хватать…чего? Ну, скорее всего, души.

Еще почитать:
Рассвет (Заметки в Дневнике – «Под светом солнца»)
The Luesh
Коротко о том, что бывает если поспешить…
Мэл Титанова
Приют для призраков ч.1
Елена Ветер
Хронос
Karsan Soul
03.08.2022


Похожие рассказы на Penfox

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть