Давайте будем разделять исторические произведения и фэнтези на исторические темы. История всегда требует уважения, а в переломные моменты – особо. И очень хочется надеяться, что авторы перед тем как своё творение определить, как «историческое» полистают страницы этой самой истории. Кстати, википедия это как правило, не про историю.
Историю пишут победители. Если вдуматься, то это выражение имеет не только несколько смыслов, но и десятки «оттенков». При этом смыслы могут зачастую настолько разница, что переходят в абсолютное противоречие.
Но я не об этом. Я о том, как кем-то озвученная, как всегда, с наилучшими целями, «упрощённость» коренным образом может поменять понимание того или иного события. За образец мы можем взять «исторические фильмы» от Голливуда или Нетфликс. И мушкетёры на воздушном шаре, и кардинал негр. Но это на поверхности. Если кому-то посчастливилось читать Дюма, то он поймёт, что миледи негритянка нетрадиционной ориентации — это даже не стёб.
К сожалению, есть вещи поопаснее. Например, «монголо-татарами». Объяснять этот феномен мы можем как угодно, но и татары, и монголы имеют ко всему этому самое опосредованное отношение. Большинство исторических событий, которые мы «знаем» это художественный вымысел более поздних лет. Но и опять я не об этом. Я об «историзме» последних нескольких лет.
Давайте сразу договоримся. Я никого никак не хочу оговорить, оскорбить или поучить. Я просто хочу, чтобы при упоминании слова «исторический» в смысле присутствовала история. Не пересказанный учебник истории, а именно История. История в том виде, в котором её понимал, например, Валентин Пикуль.
И теперь о самом главном, ради чего всё это затевалось. Исторические взаимоотношения России и Польши. При этом о Польше буду говорить крайне мало, точнее ровно столько, сколько она заслуживает. И начну далеко не с Польши.
Вели́кое кня́жество Лито́вское, Ру́сское и Жемо́йтское. Жемойты, а на русском тех времён «жмудь» — это предки современных литовцев. Официальный язык в Минске и Новогрудке тот же, что и в Смоленске. И теперь заблуждение номер один, если так можно выразится. При рассмотрении исторических событий мы пытаемся на карту тех времён наложить современное политическое деление и современные политические понятия. Например, битва Рязани с Москвой в 1385 году — это нормально, это междоусобица, а вот присоединение в 1395 году Смоленска к ВКЛ – оккупация. Но это исторически неверно.
А теперь поговорим «по-взрослому». Две силы, ВКЛ и Московское княжество, пытаются стать центром собирания русских земель, отсюда и их «взаимоотношения», говоря упрощённым языком. Хотя мысль, к которой я подвожу, это литвины. Не литовцы, которые как понятие оформились лет двести назад, а «прародителе» белорусов. К сожалению современную историю многие черпают из Википедии, а кто и как делает «историю» в Википедии я написал в самом начале.
Ну а теперь переходим к Речи Посполитой. Речь посполитая, это дословный перевод русского текста «общее дело» или «общая вещь». Поэтому «речь посполитая» это, как сейчас, модно говорить «ни разу не Польша». В Общем Деле, государстве конфедеративного устройства, даже в лучшие времена поляки составляли не более двадцати процентов. Официальный язык – ОД=РП – русский. Величие Польши в РП было сформировано польскими писателями, в моё время это был Генрих Сенкевич (крестоносцы и т.д.).
Зачем я это написал? Ошибка в понимании истории и в частности роли поляков в Речи Посполитой (Общем Деле) играет на руку польскому национализму. Эта ошибка или недопонимание этой проблемы играет на руку современным польским политикам и в их крайнем антироссийском – антибелорусском национализме и порождает в них уверенность, что они «могут повторить успех». Успех, которого не было никогда. Мысль Черчилля о Польше как «гиене Европы» начинает приобретать совсем иной смысл. Поведение Польши, как государства, крайне напоминает поведение Табаки из Маугли. Никогда, исторически, Польша не расширялась «своими подвигами». Ей либо доставались жирные куски от держав победителей, либо, используя временную слабость соседей «отхватывала», не на долго кусок чужой территории.
И маленькая ремарка про современную Литву. По данным переписи населения 1931 года в Вильно (Вильнюсе) было: поляков 65,9 % (128,6 тыс. человек), евреев 28 % (54,6 тыс. человек), русских 3,8 % (7,4 тыс. человек), белорусов 0,9 % (1,7 тыс. человек), литовцев 0,8 % (1579 человек). И это по данным не очень дружественной википедии. Вопрос, кем были подписаны документы на право собственности в Вильнюсе «вернувшимся из эмиграции и их потомкам»? А теперь поставим рядом слово «геноцид». Стоит ли после этого удивляться деятельности «титульных наций», «истинных арийцев», «исторических балтов» и «древних литовцев», нужное зачеркнуть, в их русофобии.
При этом русофобия – это отношение ко всему советскому без национального признака. Но об этом не здесь и не сейчас.