Содержание

–Ты снова в тоске? – я уже не удивляюсь. Рауль всегда в тоске. Я уже и не помню тех дней, когда он бывает хоть как-то весел. Ощущение такое, что всю радость из него забирает само пробуждение в этом мире, а яви остаётся давиться тем, что остаётся.

–Я не в тоске, – возражает Рауль, даже не делая попытки подняться мне навстречу. Он так и продолжает валяться бесцельно на диване, который, надо признать, видел не просто лучшие дни, но и лучшие годы. – Нет, не в тоске, просто если бы кто-то нарезал мою душу словно пирог, то получил бы серо-жёлтый кусок безысходности, который дрожит как желе.

            Я делаю короткий вдох. Ещё один и ещё. Что меня всегда поражает в Рауле – так это его умение преподнести своё состояние так, что никому вокруг тоже не хочется жить. Именно в этом, думаю, причина его одиночества. Впрочем, он доволен – одиночество – это ещё один способ себя пожалеть.

–Да, это совсем не похоже на тоску, – я пытаюсь улыбнуться, в конце концов, кроме меня к Раулю, как к человеку, уже мало кто расположен. Вот к тому, что он иной раз способен выдать на своих холстах – это да, это признаётся, но он сам как личность – это кошмар и организаторов редких его выставок, и журналистов, и, чего уж греха таить – его же фанатов. Есть великая разница между творцом и тем, кто этот облик творца на себе носит.

            Благо, Рауль не любит появляться на вечерах в свою честь, а то его картины бы точно продавались бы меньше. А так – таинственная личность, странный художник с мрачным творчеством. И никаких вопросов!

–Понимаете, Рауль – это гений, его мысли заточены совсем иначе, чем мысли наши, обывательские, – привычно плетёт Тамаш – верный агент Рауля, который держится, наверное, моими молитвами, редкими контактами с самим гением и ещё внушительной выручкой. – Откровенно говоря, и картины его не для всех…

            В этом и есть крючок – его картины не для всех, слышите, обыватели? Руки прочь от полотнищ гения! Если вы его не понимаете, то и не смейте ругать, не смейте вообще обсуждать его!

            Нагло? Нагло. Но почему-то работает. Благо, мне эти механизмы не прилетели ни разу. Мне плевать.  Меня это не волнует, меня волнует состояние Рауля.

–Не похоже, – соглашается Рауль. – Тоска для идиотов. А ещё тоска – это очень сложное состояние. Куда проще мрак. Когда ты точно знаешь, что твоя душа не вывернется и не окрасится никогда иными цветами кроме серо-жёлтых.

–Чёрт с тобой, – я держу себя в руках, – серо-жёлтые так серо-жёлтые. Над чем работаешь?

            По виду Рауля очевидно, конечно, что он ни над чем не работает. Он просто лежит и смотрит в серый потолок с продавленного, заляпанного краской дивана. Я не понимаю его – у него много денег, но он предпочитает прежнюю убогую мастерскую, прежнюю одежду и прежнюю жизнь. Иной раз мне кажется, что Рауль не в курсе даже как богат. Хотя я видела его счета, видела небрежные выписки и даже спрашивала его о том, куда он хочет потратить деньги.

            Но он пожимал плечами и отзывался одинаково:

–Какая мне разница? В моей душе нет ничего, что я хотел бы найти или отремонтировать.

–Но на деньги ты можешь позволить себе отдых или дом, или…

–У меня есть дом, – отвечал Рауль, – а отдохнуть от этого мира можно лишь в смерти. И вообще – будь добра и помолчи.

            Приходилось молчать. Впрочем, считать чужие деньги – это дурной тон. Людской тон, от того, быть может, он Раулю и противен, Раулю не нравится быть рядом с людским родом.

–Я работаю над автобиографией, – но Рауль удивляет меня в этот раз, хотя я видела, кажется, уже всё.

–Автобиография? Что ж, это хорошо. Думаю, что Тамаш найдёт способ её презентации. Для поклонников и критиков это будет интересный ход, – я действительно рада, но радость моя проходит, когда я оглядываю мастерскую и вижу лишь краски, обрывки холстов, какие-то тряпки – словом, весь привычный бардак творца, – я думала, ты пишешь уже.

–Я обдумываю, – отвечает Рауль, – лежу и пишу в уме. Это не так-то просто как ты думаешь. Надо написать о себе так, словно мне о себе интересно.

–А почему ты вдруг решил перейти на автобиографию?

            Рауль колеблется. Мне уже даже кажется, что он мне не ответит, но он вдруг отвечает:

–Надо что-то делать. Хочу добавить немного красного в свою жизнь. Понимаешь?

            Не понимаю. Каждый из этих гениев, что встречается на моём пути, ведёт себя как книга на чужом, вымершем тысячу лет назад языке. Кто-то, впрочем, лишь прикидывается, но у Рауля в самом деле беда – он видит мир и ощущает себя по цветам. В первые месяцы нашего знакомства, когда он походил ещё на живого человека, а не на заживо гниющего гения, он мне объяснял:

–Зависть во мне цветёт как свежая зелень, а ненависть – холодным морем. Мигрень цвета сирени, – и показывал мне тюбики с красками. – Я чувствую цветом. Понимаешь?

            Тогда я его понимала.

–Красного так красного, – соглашаюсь я, – но Тамаш планирует на конец года твою выставку. Конец года уже не за горами. А у тебя из нового…

            Осекаюсь. Раулю, похоже, плевать, что у него репутация, выставка на кону. Всё это мы уже проходили не раз, не два и даже не десять раз. Его постоянно приходится подпинывать. Причём, в последние годы всё чаще. Исписался? Кто его знает. Но на этом и держится мой долг.

–Ты как вообще вошла? Я тебя не звал! – вдруг спохватывается Рауль, но спохватывается о другом. – В последний раз я вообще велел тебе уйти и не приходить без приглашения! Так какого чёрта ты здесь?

            Ха-ха-ха. Рауль, а ведь я была готова!

            Я вытаскиваю из-за спины предусмотрительно прихваченный мною же коврик у его входной двери. Коврик засален и грязен, но на нём ещё можно прочесть: «Добро пожаловать!».

–Вот, – я протягиваю коврик ему, чтобы он мог рассмотреть получше.

–Ненавижу! – стонет Рауль и отворачивается к стене. – Что вам всем от меня, а?

–Выставка! – напоминаю я. – Садись и работай!

–Ты моя муза, а не тюремщик, – Рауль пытается давить на жалость.

–Во-первых, я не твоя муза. Я просто муза. И я  работаю не первое столетие с такими как ты и даже хуже! – хамить, конечно, мне не полагается, в конце концов, музы вроде бы должны быть высшими существами. Но я вас умоляю – поработайте пару столетий хотя бы со всеми этими гениями всех мастей, бесконечно вдохновляя и дисциплинируя их работу, и от вашего благожелательного милосердия ничего не останется в принципе! Чудо, что я вообще ещё хоть иногда могу без брани разговаривать! – Во-вторых, я могу и совмещать, Рауль!

            Я и правда могу. Спросите Данте, спросите Вергилия, спросите всех, кто когда-то пытался увернуться от работы и прошёл через мои руки. Ну или руки моих братьев и сестёр – нас, многоликих, таких разных, но одинаково усердно тянущих всех этих самопровозглашённых и истинных гениев к завершению их дел. Мы приходим к художникам, к писателям, поэтам, музыкантам, актёрам – да чего уж, много к кому мы приходим! Нам ничего – люди смертны, мы, музы, нет.

            Работа будет всегда покуда живо людское общество. Творчество и искусство появилось с самим человеком, с ним и умрёт, как и мы.

–Совмещай, – Рауль равнодушен. – Мне что с того?

–Ну давай начнём хотя бы? – я уже умоляю. К каждому гению свой подход. Кому-то достаточно увидеть мою тень и вдохновиться, кому-то нужно приходить во снах, на кого-то нужно орать самыми бранными словами, с кем-то надо говорить о детстве…

            Вдохновлял бы кто муз на то, чтобы они держались! У Рауля вдохновение обычно приходит во время работы. Нет его, нет его, но вот он берёт кисть, перехватывает её как-то по-особенному, набирает краски, смотрит на полотно, точно примеривается как бы точнее ударить, взмах…

            И понесло. И рука уже сама, не ведая усталости, скользит, летит, ранит. А я сижу рядом и горжусь.

            Проблема в том, что Рауля всё сложнее уговорить на то, чтобы он просто взял эту самую кисть, набрал чёртову краску и принялся хлестать несчастный холст безо всякой пощады. Упрямится! Отбивается, спорит! Ненавижу гениев! Мне по душе, честно скажу, упорные, точно знающие своё место в жизни тихие творцы. Такие точно по графику работают, сами стремятся, сами что-то планируют и не надо их хлестать и подгонять – всё сами знают, да подкрепляют мыслями про то, что под лежачий камень вода не течёт да про то, что вода камень точит.

            Иной раз и задумаешься даже невольно – почему про воду и камень всегда у них? Но кто разберёт людской дух? Любоваться на таких – прекрасно! Но нам с ними не дают работать, нас посылают на гениев, как чуму на дома.

–Пошла вон! – лениво отбивается Рауль, – я не хочу тебя видеть.

            Можно подумать, я от его потрёпанной морды в восторге!

–Ну ты же точно знаешь, Рауль, что можешь! Ты же столько нарисовал. Помнишь «пожар в саду»? а помнишь – «вечер в янтаре»? ты это сделал. Самые твои дорогие картины, самые…

–Претенциозные и лживые! – Рауль лукавит. Он падок на лесть как я на отдых.

–Они понравились людям!

–Люди что колбаса – начиняй чем хочешь, хоть опилками, на которых мясо отправилось в небытие!

            Это он так про своих поклонников! Чёртовы гении никогда не считаются с людьми.

–Рауль, подбери сопли и начни…

            Я не успеваю договорить – Рауль вытаскивает из-под головы свою засаленную подушку и швыряет её в мою сторону. Я уворачиваюсь с трудом, но вскрикиваю для порядка и от возмущения: пока одни молят о моём приходе, о поступи хотя бы, этот, видите ли, упрямится и бросается грязными серыми подушками! Ну не мерзавец?

–Рауль Фонсо, ты – последний слабак и слюнтяй! Всё, чего ты добился, не твоя заслуга, а заслуга небес, давших тебе великий дар! Будь добр, отплати за этот дар, оторви свой зад от проклятого дивана и примись за работу! Радуй людей, заставляй их думать, как должен поступать творец! Поступай как велит тебе высший замысел, эгоиста кусок!

            Рауль приподнимается на руке, оценивающе оглядывает меня, затем выносит вердикт:

–Какая же ты уродина!

            Я даже задыхаюсь от бешенства и ужаса. От возмущений перехватывает дыхание мыслей и чувств, чужих мыслей и, конечно же, чувств, из которых я сплетена высшей воле. Прозрачная суть моя, заменяющая жалкую людскую плоть, даже вздрагивает от оскорбления.

            Не ценишь? Ну так пошёл ты, верблюд самодовольный!

            Разворачиваюсь, иду к дверям.

–И куда ты пошла? – интересуется Рауль. – Обиделась что ли?

            Интересное наблюдение! С чего он взял? Я хоть и муза, хоть я и бесплотная, но я слуга искусства, и, в конце концов, я женщина! А он меня уродиной. А он меня гонит. Да пожалуйста, я  сама не хочу здесь находиться! Я пойду к тому, кто оценит меня, а с начальством как-нибудь объяснюсь. Гении не вечны, они уходят – если повезёт, то уходят в смерть.

–Не твоё дело! – огрызаюсь, – больше не буду тебе мешать.

            Он колеблется недолго, пока я ломлюсь в запертую дверь. Ну как ломлюсь – делаю вид. Я всё-таки очень добра к нему и недобра к себе. Меня оскорбили, унизили, а я жду, жду и надеюсь на то, что он сейчас одумается, и если не извинится, то хотя бы за работу возьмётся! Глупая я, но мне ума и не положено много. Мне положено чувство. Мне положены эмоции и эфиры всех состояний.

–Мне не о чем писать. У меня нет вдохновения. Ничего нет, – признаётся Рауль и тяжело валится на диван обратно. Я возвращаюсь к нему. Плохо дело!

–Совсем-совсем?

–Совсем, – глухо отзывается Рауль, – у меня в душе красное что-то. Я жду, когда оно созреет, ищу ответ, смотрю в потолок…

            Молчу. Надеяться глупо, но я молчу.

–Останься, – просит Рауль, оправдывая мои слабые надежды и являя мне отвратительное разочарование в нём как в творце.

            Но я муза. Во мне все эфиры и все чувства. Я киваю и, конечно, остаюсь. Я верю, я обязана верить. Он соберётся, сейчас и здесь соберётся и снова примется за работу, и всё наладится, наладится!

            Наладится же?

***

–Рауль, друг мой, – в тоне Тамаша нет ничего хорошего, в его визите, откровенно говоря, тоже. Но я не могу его предупредить. Он меня даже не увидит. Он не гений. Он не творец. Он даже не копировка под творца. Он агент и будет агентов.

            Рауль ему тоже не рад.

–Ты мне обещал, что к концу прошлого месяца, я получу уже представление о будущей выставке, – Тамаш подбирается осторожно, словно змея. Я могу его понять – ему нужно анонсировать выставку, нужно начать рекламную кампанию, а вместо этого у него ничего. Только один упёртый гений, про которого и узнали-то, благодаря усилиям Тамаша.

            Я это знаю. Рауль, быть может, забыл, а я знаю – я на своём долгом житье видела множество гениев, про которых узнали после их смерти или не узнали вовсе – не было у них агентов. Муза – кто-то из нас, бывал, а агента, который тебя выведет в мир, который тебя восславит, не было. Может быть, и их посылает небо. Может быть, их просто сложнее найти, чем музу?

            Я не знаю.

–Не было такого, – спокойно отвечает Рауль. – Не было.

            Тамаш, кажется, сейчас лопнет от бешенства. Каждый раз одно и то же! И каждый раз ему кажется, что это в последний раз он устраивает выставку или вообще продвигает этого самодовольного мерзавца! Но потом успокаивается – интервью, элегантно подписанные чеки, фото, слава…

            Все они падки на славу!

–Друг мой, я же не прошу многого. Я понимаю, что у тебя ещё много времени, но дай мне, во имя всего благого, хоть что-то! – Тамаш держится из последних сил. Рауль его утомил не меньше чем меня, а может даже и больше, я-то муза, у меня этих гениев не перечесть.

            Рауль делает вид, что не слышит и просто продолжает смотреть в холст. В пустой холст, бессмысленный, беспощадный в своей пустоте.

–Рауль! – Тамаш предпринимает ещё одну попытку, – слушай, я не возражаю, если ты…

–Уходи, – вдруг перебивает Рауль и его голос звучит странно и блекло.

            Я касаюсь плеча Рауля. Я всё равно только ему и видна – так всегда происходит с музами:

–Послушай, он хороший человек  и просто пытается…

–Продать! – если мой голос звучит только для Рауля, то вот он говорит уже вслух, а учитывая, что кроме него из видимых людей тут только Тамаш – предположить, что он имеет в виду и к кому обращается, не составляет никакого труда.

–Рауль, – пока Тамаш морщится от удивления, я плотнее вцепляюсь в него, – я прошу тебя!

–Что значит «продать»? – Тамаш подаёт голос не к месту. – Дорогуша, я тебя сделал великим! Я что, не имею права…

–Убирайся! – Рауль отталкивает воздух. Не воздух, конечно, а меня, но всякому же этого объяснять не станешь?

–Ты что, обдолбан? – интересуется Тамаш, на всякий случай, отступая от Рауля. – Ну если ты, дерьма кусок, ещё и на это…

            Рауль поворачивает голову и Тамаш осекается.

–Ну ладно, оставим! – соглашается он поспешно. Есть в лице Рауля то, что ему не нравится. И это точно знаю я. До меня доходит внезапно и остро, что имел в виду Рауль, когда говорил, что у него в душе красное что-то зреет. Я не мыслю цветами, я не мыслю так, как человек, поэтому мне невозможно было понять сразу.

            Но теперь я чувствую и успеваю отвернуться до того, как Рауль, удобнее передвигается к Тамашу.

            Я заставляю себя не смотреть, не оборачиваться всё то время, пока за моей спиной борьба, сдавленные крики и потом хрип. И страшный вздох облегчения – выдох победы.

–Всё, – докладывает Рауль и его голос подрагивает. Но не так, как должен бы подрагивать. В нём нет ужаса от сотворённого, в нём нет покаяния. В нём вдохновение.

            Меня бы замутило, будь я человеком. Но поскольку я безвольная муза, я не могу пошевелиться и не могу призвать содержимое желудка на помощь, хотя бы потому что у меня и желудка нет.

–Уже всё, – повторяет Рауль, его шаги приближаются. Я хочу дёрнуться в сторону, но почему-то не могу и цепенею.

–Ты его убил! – я заставляю себя взглянуть всё же на тело несчастного Тамаша. Да, он был груб и резковат, но в некотором роде мы с ним коллеги – его обязанность такая же как и моя – ходить и пинать того или иного творца. Правда, Тамаш ещё и организовывает продажи этих творцов, а я просто докладываю небесам о том, кого и на что вдохновила…

            Боже! Я вдохновила Рауля на убийство? Нет, и такое может быть, конечно, но это совсем дурное.

–Я решил оживить свою автобиографию, – Рауль говорит спокойно, не весело, не печально, а сухо и равнодушно. – Добавить, так сказать, красноты.

–Тебя посадят.

–Кто? – интересуется Рауль. – Его тут и не было. Я позабочусь. Чуть позже.

            Ну да, конечно. А полиция у нас состоит из людей, которые не догадаются опросить соседей, глянуть камеры…

            Но ничего из этого я не говорю. Хватит, я уже и без того довольно много сказала. Нужно идти. Нужно. Подняться к начальству, покаяться. Тут нет моей вины, наверное, но проверка всё равно будет назначена. А то что же это получается? Что я тут проповедаю такого, что человек душить другого человека начинает?

            Я осекаюсь в мыслях, я вздрагиваю от отвращения. Рука Рауля берёт кисть, набирает на неё цвет. Но не красный, как мне казалось, а серый. Рисует плавную, непонятную мне линию.

            Я не знаю куда податься. То ли бежать, то ли оставаться тут. Единственное, что я знаю – на Тамаша мне лучше не смотреть. Я испытываю отвращение к смерти, к её покою, к её мукам. Кто-то из моих подопечных говорил, что это – красиво. Я никогда не понимала и никогда не была согласна. Смерть – это не искусство, искусство не может быть дано всем.

            А рука Рауля выводит и выводит линии. Поверх серости проступают бледно-жёлтые мерзкие пятна. Безысходность! Так он описывал её и такой она представляется теперь в уродливом лике холста. Или в прекрасном?

            Я не знаю. Я остаюсь смотреть. Рауль не возражает, хотя обычно он начинает ворчать на моё присутствие. Но сегодня он необычно покладист. В мастерской царит тишина, нарушаемая шелестом кисти и его дыханием – неспешным, размеренным, жутким.

–Это я, – объясняет Рауль, нарушая зловещее молчание. Он берёт уже другую кисть и красный тюбик. Кроваво-красный. Весело брызжет краска, попадает на его пальцы, но ему всё равно – кисть знает своё дело и неважно насколько мерзка рука, что ведёт её.

            Я молчу, пока на серо-жёлтом холсте проступают кроваво-красные глаза. Взгляд, которого не было. Взгляд, которого, надеюсь, скоро не станет.

            Глаза смотрят страшно и живо. Мне кажется, что сейчас они моргнут. За окнами где-то продолжается жизнь, если прислушаться, то можно услышать и дорогу, и машины, и голоса людей. Но я не могу слушать. Я могу только смотреть на то, что проявляется яснее и яснее – на кроваво-красное лицо, живущее само собой среди серо-жёлтой отвратительной безысходности цвета.

–Думаю, что до завтра закончу, – говорит Рауль, – ты будешь ждать?

            Обычно его это не интересует. Его обычно никто и ничто не интересует. Сегодня он добр ко мне, хотя и убил несколько часов назад человека. Тот уже окоченел, знаю, превратился в кусок каменной плоти. Немного погодя, плоть будет отходить и растекаться по его полу, если, конечно, ничего не предпринять.

–Что ты будешь делать? – спрашиваю я, но не узнаю своего голоса. Я работала с гениями, я работала с безумцами, я работала много и упорно. Но никогда я не наблюдала смеси отвращения и красноты в чьей-то душе. Мне попадались мерзавцы, мне попадались добродетель, мне попадались и те, по кому плакал эшафот. Но даже последние были не такие жуткие как Рауль и не вызывали во мне столько дрожи и ужаса. А всё потому что он был хуже многих отпетых негодяев. Он не нуждался в деньгах или пище, не был подвергнут обману или лжи. Не был он схвачен в сети оскорбления или гнева.

            Ему просто захотелось сменить краску. Ему просто захотелось взять красный цвет, но не рукой, а потянуться к нему щупальцами души.

–Покрою лаком, потом…– Рауль ловит мой взгляд, что-то находит и в нём, – а, ты об этом? Но ничего, это не твоя забота. Сейчас, стемнеет и займусь.

–Так стемнело, – напоминаю я.

–Да? – Рауль удивлён. – Надо же! Ну хорошо, значит позже. Я занят. Видишь?

            Я вижу, и от того, что я ясно вижу, я не могу смотреть на его уродливое полотнище. Самое дорогое, наверное. А может и не самое, если Раулю каким-то чудом удастся скрыть смерть Тамаша.

            Но это меня не волнует. Я к нему больше не приду. Я вижу в нём то, что выцветало уже давно. Можно быть разным гением, но нельзя вызывать столько отвращения у безвольной музы! Даже мне мутно и тошно от его сути, в которой нет ничего хорошего.

–Пойду я, Рауль, – я выцветаю сама. У муз тоже есть муза. И моя в ужасе. Моя ко мне нескоро ещё придёт, так почему я должна оставаться дальше?

–Да…– Рауль разочарован, но он пока в картине, в своём детище, его не интересует иное. – Хорошо, иди.

            Словно мне нужно разрешение!

–Ну и заходи…всегда рад, добро пожаловать в мою мастерскую! – Рауль даже изображает что-то вроде кривого поклона, и я вижу, как грязны его волосы и как измята и заляпана его одежда.

            Я не приду, Рауль. И никакое твое «добро пожаловать» не призовёт меня. Я не появляюсь, а ты вертись как хочешь со своей поганой краснотой!

            Мне следовало бы это сказать ему, но я тоже умею мстить. Я иду к дверям, улыбаюсь, обещаю прийти и лгу в этом обещании. Я никогда не приду к тебе, Рауль, мы никогда больше не встретимся, и когда до тебя дойдёт значение слова «никогда», когда резанёт сталью по твоей безобразной душе, ты сам добавишь красноты. Уже своей. И уже не на холст.

Еще почитать:
Кошачьи чувства глава 18
Музыка мира
Андрей Клочнев
За дверью
Anna Raven
Хольда
Anna Raven
11.04.2024
Anna Raven


Похожие рассказы на Penfox

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть