Если вы поехали отдыхать в Саппоро, то наверняка соберётесь и в городской музей в Микаса, то по пути будете проезжать Ивамиваза, небольшой город, который почти сросся с Микаса. Там есть все, что есть в небольших городах Америки — Университет, пара больших корпораций и шоссе вдоль которого вы увидите весь американский фастфуд. Но перелететь через океан на несколько дней в Японию и есть бургер, это уже не туризм, а болезненная привычка к плохой еде. Плохой не по качеству, а по манере потребления. В фаст фуд не задерживаются и едят обеими руками с подноса, а не приборами из тарелки. “Фаст”, это не только быстрое приготовление, но и быстрая сменяемость посадочных мест. Там не отдыхают, а наспех утоляют голод и едут дальше. Торопиться в чужой стране не стоит. Лучше посетить любои кафетерий, названия большинства бинесов в Японии на английском языке и вы кондитерскую с парикмахерской не спутаете.
В Японии подавать еду учат. Это искусство представления, даже простого блюда, это раздел философии и двумя руками в рот там нечего будет запихивать. Странной формы ложки и палочки это регуляторы времени еды. Они не для торопыг, которые в Китае. Там инструменты те же, а культура еды другая — отрыжечная. Они и в Америке запихивают еду в рот и проглатывают спешно. Это показатель того, что еда вкусная.
Не смотря на различия в работе палочками, у обеих наций есть уважение к посуде и сосудам. Это начисто отсутствует в Америке. В Америке культ витаминов, минералов, протеинов и карбогидратов. Столько еды прошедшей хим и термообработку, нет нигде в мире. Слова на этикетках Organic, Natural только слова и высокая цена. Поскольку, что переработано, уже не является натуральным и тем более, органическим — выращенным без химикатов. Воздух и подземные воды грязные во всех городах. Только в пустынях воздух чистый.
В Ивамиваза живет мои друг, от тоже на пенсии, у нас схожие философские воззрения на жизнь. Мы достаточно поработали и учились, чтобы сейчас иметь время на осознание идей Конфуция, Лао Цзы, Будды. В их основе человек и его совершенствование. Совершенствование происходит в природе и имеет материальную основу. Природа практически не меняется, даже катаклизмы, просто восстанавливают утраченное равновесие. Бог же продукт ума и на каждом витке своего развития, люди создают образ очередного бога, который укладывается в созревающую форму производственных отношений. В этом ничего нет плохого, как и хорошего. Очередная философская идея, которая со временем отомрет сама, на базе созревания новой идеи.
Накануне был тайфун, который изрядно потрепал полуостров, заодно и ветхий дом моего друга. Точнее не дом, а сад. По поводу этого сада и появился небольшой рассказ. И так, возвращаемся из старческого брюзжания в молодые годы.
Дневник Киото.
Киото помнил, как много лет назад, когда еще была жива мама, они выращивали в саду помидоры и картошку. В гараже была столярная мастерская, в которой он помогал отцу делать веранду. Это было большое событие в доме и оно ему запомнилось на всю жизнь. Потом он вырос и уехал в Осака. Прошло 27 лет, он приехал на похороны матери и увидел, что веранда превратилась в руины. Отец давно уже тяжело болел, но то, что он был прикован к постели, от сына мать скрывала. Она не хотела мешать его карьере художника аниматора.
Киото остался в родном доме ухаживать за отцом. Сдать его в дом престарелых ему не позволяла совесть. Веранду он ремонтировать не стал, а стал писать там картины к мангам. Я сейчас листаю страницы его дневника:
— Есть своеобразная красота руин.
— Течение времени можно видеть по разрушению дома..
— Руины, это история дома.
— Распад железной кровли это болезнь, которую можно остановить, можно и сделать новую кровлю, но это уже не будет дом моего детства.
— Я нашел ржавую раму и уже не помню для чего она служила.
— Природа разрушения начинается с разрушения памяти.
Такие заметки он делал в своем дневнике. Киото тоже начал стареть. Он, прикованный к кровати отец и веранда, разрушались вместе. Я возвращаюсь к дневнику моего друга Киото:
-Что прекраснее цветок или лист с каплями дождя? А может это слезы поломанных веток куста розы?
— Я должен отремонтировать этот дом после смерти отца пока живу в этом мире. Это его дом и его жизнь. Отремонтированный дом будет моей жизнью.
-Теперь вот опять дождь, он достаточно сильный, он может напоить свободно растущий на руинах плющ или продолжить разрушение веранды, все зависит он моей точки зрения. Я выбираю веранду.
— Опять сильный дождь и я набираю воду в большую виниловую бочку. На этот раз я выбираю плющ.
— Я посадил розы и их цветы в дождливый день прекрасны.
— Капли утренней росы на цветах розы похожи на капли дождя.
— Все капли прекрасны.
На этом дневник кончается.