Буквально на днях я посмотрел 3 очень хороших фильма:
«Человек-слон» Дэвида Линча [1980г.],
«Гражданин Кейн» Орсона Уэллса [1941г.],
«Манк» Дэвида Финчера [2020г.].
Рассказывать об этих картинах я сейчас не буду (все три прекрасны по-своему и заслуживают отдельных рецензий) — о нет, дело в другом.
Все три фильма – чёрно-белые. Осознав это, я проникся данной эстетикой и задумался: а как вообще чёрный цвет влияет на наше восприятие, что он значит для человека?
Поскольку я начал сей текст с фильмов, то ими и продолжим.
Почему до середины 20-го века фильмы были чёрно-белыми, и зачем режиссёры до сих пор прибегают к этому приёму.
***
1. Кинематограф в ч/б
Монохромность первых фильмов, в принципе, понятна любому пользователю интернета – ограниченность технологий съёмки кино. В те времена использовать в синематике ч/б было именно необходимостью, а не каким-то режиссёрским решением.
Тем не менее, даже после появления «цвета» в кино, в прокат выходили такие фильмы, как Список Шиндлера, Американская история X, Маяк, а также ранее упомянутые Человек-слон, Гражданин Кейн и Манк. Все они в ч/б.
Вот теперь немного декодинга. Разберёмся на примере двух фильмов: чё да как, и почему.
* * *
1.1. Маяк, 2019
Дефо в роли Томаса Уейка (слева) и Роберт Паттинсон в роли Томаса Ховарда (справа)
Робберт Эггерс снял завораживающий арт-хаус с двумя талантливыми актёрами – Уильямом Дефо и Робертом Паттинсоном. Для чего здесь чёрный цвет?
Антураж.
Фильм наполнен кадрами и элементами, вгонящюими зрителя в чувство неловкости, неуютности, отвращения. От бушующих волн и одинокого каменного маяка, до пердежа (я серьёзно) и русалки с огромной п*здой (я всё ещё серьёзно). Чёрно-белый фильтр здесь как нельзя кстати преумножает удручающий настрой.
Также ч/б здесь играет другую роль, но о ней далее…
***
1.2. Манк, 2020
С чем у нас в первую очередь ассоциируется чёрно-белый фильтр? Правильно – с чем-то старым, ушедшим.
Культурный контекст эпохи.
Финчер ещё в 90-х планировал экранизировать сценарий своего отца о Германе Манкевиче – сценаристе «Гражданина Кейна», сгинувшего в тени великого и ужасного Орсона Уэллса.
Почти все события фильма происходили на самом деле, в далёкие 30-е. И дабы перенести на экраны дух того времени и свою любовь к Голливуду той эпохи, Дэвид использовал стиль хроники: снял фильм в чёрно-белом цвете, сымитировал плёнку в современной цифровой печати и подобрал аутентичный саундтрек.
Как видите, с развитием техники фильмы не просто не перестали снимать в ч/б, но и начали делать это особенно.
И всё-таки чёрный цвет на кинематографе не заканчивается: внезапный актуальный факт – я выпускник специальности графического дизайна.
***
2. Чёрный цвет, как инструмент дизайна
Чёрно-белые логотипы одни самых простых в разработке. Суть, конечно же, именно в самом сочетании: дизайнеру/заказчику не надо раздумывать о сочетании тех или иных цветов – просто берёшь и херачишь чёрный и белый, проверенный вариант. Отличный вариант. Простота этого сочетания не отменяет его эстетики.
По крайней мере, меня больше привлекают ч/б лого бара, барбершопа, спортмаркета или журнала, нежели все эти пёстрые эмблемы детских магазинов, торговых центров, телеканалов и прочего.
Немудрено. Ведь в психологии цветов чёрный ассоциируется со стилем, солидностью, классикой, сдержанной роскошью и серьёзностью. Всё это касается не только логотипов и баннеров, но также одежды, интерьера и авто.
Да-к в чём же магия чёрного цвета?
В его многогранности. Несмотря на его пустоту, он имеет огромное количество идей, значений и ассоциаций. Царь цветов, который всегда будет классикой.