BLACK. Культ цвета

Прочитали 956

18+








Содержание

Буквально на днях я посмотрел 3 очень хороших фильма: 

  «Человек-слон» Дэвида Линча [1980г.],

 «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса [1941г.], 

 «Манк» Дэвида Финчера [2020г.].

 Рассказывать об этих картинах я сейчас не буду (все три прекрасны по-своему и заслуживают отдельных рецензий) — о нет, дело в другом.

Все три фильма – чёрно-белые. Осознав это, я проникся данной эстетикой и задумался: а как вообще чёрный цвет влияет на наше восприятие, что он значит для человека?

Поскольку я начал сей текст с фильмов, то ими и продолжим.

Почему до середины 20-го века фильмы были чёрно-белыми, и зачем режиссёры до сих пор прибегают к этому приёму.

***

1. Кинематограф в ч/б

Монохромность первых фильмов, в принципе, понятна любому пользователю интернета – ограниченность технологий съёмки кино. В те времена использовать в синематике ч/б было именно необходимостью, а не каким-то режиссёрским решением.

Тем не менее, даже после появления «цвета» в кино, в прокат выходили такие фильмы, как Список Шиндлера, Американская история X, Маяк, а также ранее упомянутые Человек-слон, Гражданин Кейн и Манк. Все они в ч/б.

Вот теперь немного декодинга. Разберёмся на примере двух фильмов: чё да как, и почему.

* * *

1.1. Маяк, 2019

Дефо в роли Томаса Уейка (слева) и Роберт Паттинсон в роли Томаса Ховарда (справа)

Робберт Эггерс снял завораживающий арт-хаус с двумя талантливыми актёрами – Уильямом Дефо и Робертом Паттинсоном. Для чего здесь чёрный цвет?

Антураж.

Фильм наполнен кадрами и элементами, вгонящюими зрителя в чувство неловкости, неуютности, отвращения. От бушующих волн и одинокого каменного маяка, до пердежа (я серьёзно) и русалки с огромной п*здой (я всё ещё серьёзно). Чёрно-белый фильтр здесь как нельзя кстати преумножает удручающий настрой.

Также ч/б здесь играет другую роль, но о ней далее…

***

1.2. Манк, 2020

С чем у нас в первую очередь ассоциируется чёрно-белый фильтр? Правильно – с чем-то старым, ушедшим.

Культурный контекст эпохи.

Финчер ещё в 90-х планировал экранизировать сценарий своего отца о Германе Манкевиче – сценаристе «Гражданина Кейна», сгинувшего в тени великого и ужасного Орсона Уэллса.

Почти все события фильма происходили на самом деле, в далёкие 30-е. И дабы перенести на экраны дух того времени и свою любовь к Голливуду той эпохи, Дэвид использовал стиль хроники: снял фильм в чёрно-белом цвете, сымитировал плёнку в современной цифровой печати и подобрал аутентичный саундтрек.

Как видите, с развитием техники фильмы не просто не перестали снимать в ч/б, но и начали делать это особенно.

И всё-таки чёрный цвет на кинематографе не заканчивается: внезапный актуальный факт – я выпускник специальности графического дизайна.

***

2. Чёрный цвет, как инструмент дизайна

Чёрно-белые логотипы одни самых простых в разработке. Суть, конечно же, именно в самом сочетании: дизайнеру/заказчику не надо раздумывать о сочетании тех или иных цветов – просто берёшь и херачишь чёрный и белый, проверенный вариант. Отличный вариант. Простота этого сочетания не отменяет его эстетики.

По крайней мере, меня больше привлекают ч/б лого бара, барбершопа, спортмаркета или журнала, нежели все эти пёстрые эмблемы детских магазинов, торговых центров, телеканалов и прочего.

Немудрено. Ведь в психологии цветов чёрный ассоциируется со стилем, солидностью, классикой, сдержанной роскошью и серьёзностью. Всё это касается не только логотипов и баннеров, но также одежды, интерьера и авто.

Да-к в чём же магия чёрного цвета?

В его многогранности. Несмотря на его пустоту, он имеет огромное количество идей, значений и ассоциаций. Царь цветов, который всегда будет классикой.

Еще почитать:
Токио — 311
Иван Бирюков
Критика на полемическую статью Валентины Семеновой “Пробуждать в детях стыд или изучать похоть?…”
Белая Катана
Олд Фэшн
Будь самим собой
Александр Герщь
15.11.2023


Похожие рассказы на Penfox

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть