Тимур Брянцев
ТАЙНА ТРЕТЬЕГО СОРТИРА (рассказ)
Глава 1 . «Верка»
Бегали трямзи по ночному сортиру и громко ржали. Одни играли в карты , другие пели революционные песни , некоторые соревновались в прыжках через унитазы и только старый толстый Барсик мирно сопел на подоконнике , не обращая внимания на этих обитателей местного туалета.
«Ну пошли все вон, подселенцы чёртовы ! » — ругалась Верка на трямзей , которые бегали в её туалетном хозяйстве каждую ночь. И каждое её дежурство в платном сортире оканчивалось одним и тем-же: Верка , употребив немного горячительного и придя в изменённое состояние сознания, гоняла шваброй по сортиру энергетические тела не ушедших в другое измерение после физической смерти людей и сосланных на передержку за всякие прегрешения в платный туалет Московского района Санкт-Петербурга в ранге туалетных духов.
В 90-е Верка работала на деревообрабатывающем производстве и дослужилась там до заместителя начальника фанерного цеха. Но из-за её пристрастия к крепким напиткам типа «льдинка» и «красная шапочка» была уволена в 95-м году. Продав свою «однушку» в Питере, поселилась на даче, где увлеклась чёрной магией . И за умеренную плату избавляла от алкоголизма, делала привороты-отвороты, налагала проклятия-заклятия и практиковала всякую потустороннюю ересь. Расходные материалы для своих ритуалов Верка добывала на местном кладбище. Особенно любила она собирать грибы на могилах для своей магической практики. А чтобы шёл рабочий стаж , официально устроилась ресепшн-менеджером в платный сортир, где работала сутки через трое.
И как-то раз, когда отец Андрей служил панихиду по недавно усопшему, ходила Верка по кладбищу в поисках заветных грибочков, не забыв употребить во внутрь технического спирта, прозванного в простонародье «красной шапочкой». Проходя мимо северного придела, запнулась за камень и шлёпнулась на землю. Так и валялась она возле церкви , сжимая в руках драгоценный мешочек с какими-то поганками, пока люди , вышедшие из храма , не посадили её на скамеечку. Просидев так с час , прижимая драгоценный пакетик, пошла Верка в подсобку к рабочим кладбища , так-как до дома дойти не могла. И вот после этого инцидента местные могильщики прозвали её «Панихидой». Так и стала она -Верка «Панихида» и не обижалась на данное ей прозвище.
Глава 2. «Петрович»
Верка «Панихида» дружила с местными могильщиками и неоднократно бывала она в высококультурном заведении на входе в которое красовалась табличка с надписью «Дом Культуры работников ритуальных услуг». Ночным сторожем служил там Петрович, который некогда работал там-же электриком. А после всем известного инцидента был понижен в должности и заработной плате и прозван «Гвоздём».
Однажды решил Петрович поменять лампочку за кулисами. Забрался на театральный реквизит и для страховки схватился за торчащий из стены гвоздь. Но как только Петрович начал выкручивать лампочку, гвоздь предательски выскочил и грохнулся электрик с высоты полутора метров на пол. Валялся он и матерился , склоняя гвоздь во всех литературных и не очень литературных выражениях. Всё бы ничего , но это время на сцене шёл детский спектакль в рамках детского утренника в честь Дня Всех Трудящихся.
Весёлые персонажи «Клубничка» и «Вишенка» уже выходили на сцену , как из-за кулис раздались громкие маты Петровича. Зал разразился оглушительным смехом и аплодисментами! Режиссёр тогда чуть не съел свои очки. «Вашу мать, какой гвоздь?!!»-бешено орал он после спектакля и пил корвалол запивая коньяком. «Клубничка» и «Вишенка» плакали от обиды на горе-электрика. В общем, премьера прошла с огоньком.
Глава 3. «Дом Культуры»
Как то, в ночь своего дежурства, пошёл Петрович в туалет. Включил свет и был сильно удивлён увидев каких-то непонятных существ, разбегающихся по полу и исчезающих в стенах. Кто-то из них прыгнул прямо в унитаз. Некоторые попрыгали в раковины. «Во блин, до чертей допился!» — подумал Петрович , выключил свет и пошёл справлять нужду на улицу . После этого случая не пил он неделю , но ситуация повторилась и , к радости Петровича, алкоголь тут был не причём.
Проведя немало часов в публичной библиотеке , проштудировав уйму книг по истории любимого города, узнал Петрович интересный момент, связанный со строительством Дома Культуры работников ритуальных услуг. Как выяснилось, данное здание было возведено в 1936 году по заказу и при непосредственном контроле Специального Отдела НКВД СССР. Этот отдел занимался всякой мистикой и тема загробной жизни была не чужда его сотрудникам.
Сам факт строительства целого Дома Культуры для работников ритуальных услуг был бы странным, учитывая количество этих самых работников. Но целью возведения этого монументального здания было вовсе не проведение досуга работников кладбищ , а концентрация там неприкаянных по тем или иным причинам душ, которых назвали трямзями. Целью данного эксперимента было налаживания контакта с потусторонним миром. Контакт произошёл, но так как эти несчастные никуда из нашего мира не уходили , а просто лишились физических тел и с другим измерением никак не были связаны , дальнейшие исследования было решено прекратить. Исследования прекратили, но трямзям так понравился ДК , что продолжили они там селиться по сей день. В общем, получился такой ДК с привидениями. Но показывались они только тем , кого уважали. А вот актёров не любили.
Глава 4. «Сортир»
«Взвейтесь кострами синие ночи! Мы пионеры дети рабочих!» -услышала Верка сквозь сон.
Потом вскочила с диванчика и , схватив туалетную швабру, помчалась в мужскую комнату гонять «чёртовых подселенцев» . Открывая одну за другой кабинки и тыча туда шваброй, Верка в запале распахнула дверь и ткнула в спину посетителя туалета.
-Ой, извините…, пробормотала Верка.
-Ты что чокнулась, дура старая! кричал мужчина на потупившую взгляд Верку.
-Извините , я не видела как Вы вошли сюда. У нас тут нечисть всякая прячется, вот я её и гоняю,- оправдывалась Верка.
-Какая нечисть ? Ты пьяная что ли, или из дурдома? Да тебе даже в туалете работать нельзя, дура! ругался мужчина, затем отнял у Верки швабру. Инструмент твой конфискую , чтобы не зашибла кого. А тебя в дурдом определят! Там тебе самое место! —прокричал напоследок мужчина и при выходе из туалета зашвырнул швабру в кусты.
Верка простояла с полминуты в заторможенном состоянии , а потом услышала тихое хихиканье и насмешливые возгласы: «Дура старая, дура старая! Ха-ха-ха! И в дурдом поедет ластами звеня!».
Придя в свою каморку , подняла с пола пожелтевшую газету. В газете той была статья про её туалет, из которой Вера узнала, что здание это было построено ещё в 30-х годах и изначально служило библиотекой для отдыхающих в парке людей. Каждый желающий мог взять какую нибудь книгу и читать, сидя на скамейке неподалёку. Но так как библиотека функционировала только пять месяцев в году, в 60-х её переделали в городской общественный сортир повышенной комфортности номер три, который радовал гуляющих больше чем библиотека. А парк ,на территории которого и находился туалет, раньше был старообрядческим кладбищем, ликвидированным в 20-х годах прошлого века.
Верка сидела на диванчике с задумчивым видом. «Вот ещё газету подкинули мне. Ну чего же вы от меня хотите?»- произнесла она вслух, но ответа не услышала.
Глава 5. «Башмаков»
В тот вечер Петрович и Верка пили спирт «Рояль», уютно разместившись в подсобке любимого Дома Культуры. Неожиданно раздался стук в окно.
-Кого ещё там принесло? недовольно протянут Петрович.
-Это я, Костя, донеслось из-за окна.
-А, Костик, заходи! Открою сейчас, бодро ответил Петрович и пошёл открывать дверь ночному гостю. Верка стала рыться в старом комоде в поисках третей рюмки. Придя в каморку мужчины присели за стол на котором стояли уже наполненные «чарки». Все трое выпили и закурили.
-Так ты где часы свои посеял? спросил Петрович.
-Да я вообще не помню , когда без них остался, ответил Константин. —После драки домой пошёл. Там и заметил что их нет.
Накануне в ДК было культурное мероприятие , посвящённое Первому Мая, которое окончилось дружеской потасовкой между сотрудниками разных погостов. Костя Башмаков , здоровый парень , бросивший институт ради работы на кладбище, тоже участвовал в драке и остался без часов «электроника». Надеясь найти их в ДК, пришёл как раз к продолжению банкета , которое устроили Верка с Петровичем.
Башмаков отличался крепким телосложением и добродушным характером. Проучившись три курса в институте на менеджера, бросил учёбу и по великому блату устроился работать на ржевское кладбище, где заслужил почёт и уважение среди коллег.
-Да , пойдём порыщем , предложил Петрович. Если я найду, пузырь с тебя.
Вдруг из конца коридора раздались странные звуки: сначала хрюканье, потом ржание и удар по пустому ведру. Собутыльники молча переглянулись и понеслись в туалет Дома Культуры, находившийся в конце тёмного коридора. Впереди бежал Петрович, сжимая в руке разводной ключ ,за ним нёсся Башмаков и в хвосте со шваброй летела Верка.
Оказавшись в туалете , никого там не обнаружили. Только посреди пола валялись часы «электроника». Башмаков поднял часы с пола и надел на руку.
-Работают, ты смотри. Ну весело у вас тут! довольно произнёс Костя. А что это было вообще?
-Трямзи , спокойно ответил Петрович и загадочно посмотрел на Башмакова.
-А это кто ещё? удивлённо спросил Башмаков.
-А это клиенты твои, Костя. Не все конечно, но некоторые из них сюда переезжают.
-Какие клиенты? ещё больше удивился Костя.
-А ты сам не догадываешься, Костенька? весело вставила Верка, Те самые, кого ты на работе своей таскаешь.
Башмаков стоял в недоумении. Повисла пауза.
Да ничего особенного, пойдём дальше пьянствовать, продолжил Петрович . Обычное дело. Спасибо хоть, часы твои подкинули. Вообще они ребята с юморком. А юморок у них жёсткий бывает. Предыдущий сторож уволился, не выдержал их шуток, а мне весело с ними.
Верка с Костиком вышли из туалета. Петрович постоял ещё немного, посмотрел по сторонам и ,выключив свет , побрёл в подсобку, где уже была разлита по рюмкам очередная порция алкоголя.
После выпитого «Рояля» Верка осталась ночевать у Петровича в каморке , а Башмаков пошёл до дома пешком. Он шёл по безлюдной , освещённой тусклыми фонарями улице. Порывы прохладного весеннего ветра дули ему в рожу. Немного покачиваясь, шёл он по мокрому асфальту. И всё вокруг его радовало: эта улица , ветер , фонари , асфальт , по которому можно идти и даже лежащий на остановке , громко матерящийся бомж , был ему симпатичен. И очень был он благодарен трямзям, вернувшим ему его часы «электронику».
Глава 6. «Подарок свыше»
В тот осенний дождливый вечер Верка пораньше закрыла сортир и приготовилась пить чай . Но с потолка прямо на стол упал кусок штукатурки прямо ей в чашку. Громко ругаясь, Верка встала из-за стола и пошла выливать чай. Вдруг за её спиной раздался грохот . Это обрушилась часть потолка, как раз на то место, где она только-что сидела . И вместе с фанерой на стол упала связка толстых книг. Золотыми буквами на чёрном переплёте было выгравировано « И. В. Сталин. Собрание сочинений.»
После того, как Хрущёв ликвидировал культ личности Сталина , вместе с культом были ликвидированы и его сочинения. Из всех библиотек были изъяты и утилизированы труды «отца народов» . Но кто-то из сотрудников той самой библиотеки , в которой теперь располагался третий городской сортир, спрятал под потолок полное собрание сочинений Сталина из тринадцати томов. В общем, в тот вечер Верке на голову свалился настоящий клад. А так как количество экземпляров сочинений Сталина заметно сократилось, стоимость сохранившихся заметно возросла. Верка , не долго думая, нашла книжного коллекционера, желающего купить всё собрание сочинений И. В. Сталина в чёрном переплёте. После чего она прекратила глушить «красную шапочку» и заливалась исключительно «Абсолютом», а потом вообще прошла процедуру кодирования от алкогольной зависимости. Иногда заходила она в гости к Петровичу, который так и работал ночным сторожем в Доме Культуры работников ритуальных услуг.
Но спирт вместе уже не пили. Башмаков восстановился в институте и перевёлся на заочное отделение, потому как работа на кладбище приносила ему неплохой доход. А городской сортир номер три закрыли на ремонт, но трямзи , как и прежде, продолжали шуметь там каждую ночь.