Лето в деревне.
Вот только спадёт зной летнего дня и все ребята нашего двора знали, где мы соберёмся. Это место мы называли, как и большинство ребят того времени, штабом (на военный манер). Под разными предлогами мы увиливали от домашних дел и бежали сломя голову на встречу.
Заводилой нашей группы был Лёшка. Он был чуть старше нас, уже полных 11 лет, ростом чуть выше всех, светловолосый, улыбчивый парень. Как правило, он придумывал все наши планы действий. К слову сказать все ребята считали себя явными лидерами. Итак, собравшись на 2 этаже сарая, где соседка тётя Шура хранила сено мы принялись обсуждать планы на день. Сначала поделились друг с другом как ловко мы смогли умыкнуть от взора родителей и сбежать, хоть и на время, от домашних дел.
Например, Яшка сказал, что пошёл в сельмаг за молоком, а Сашка наврал, что пойдет помочь другу в огороде. Но ловчее всех оказался Мишка. Его бабушка поручила ему вскопать небольшую грядку. День был в разгаре, работать совсем не хотелось, но отец, стоя около бабушки сурово пробасил голосом, чтобы на этот раз всё было сделано ладом.
Сидя на земле, жуя травинку во рту Мишка понимал, что копая грядку он пропустит сбор мальчишек, а это в его планы не входило. Мысль, как выкрутиться из сложившейся ситуации, пришла к нему моментально. Расплата будет, обязательно будет, позже, он это понимал, но в штаб ему хотелось сильнее. Сплюнув травинку изо рта, он принялся за дело. Созревший план заключался в следующем: надо было всего лишь взять лопату, и на 4-5 сантиметров вскопать всю грядку. Не проверяя глубину вскопанной земли, со стороны виделось идеальная и ухоженная грядка. Быстро взявшись за дело и вскопав таким образом небольшой пятачок земли, всего минут за 10, даже не успев утомиться, Мишка с криком в сторону бабули о том, что он всё завершил, откинув лопату в сторону и помчался к калитке. Ведь за ней ждала улица, там была свобода, там ждали ребята. День был в разгаре.
Бабушка, которая в это время перебирала то ли, семенной картофель на посадку, а может прошлогодний лук, лишь услышала крик внучка, и звук хлопающей калитки. Пожалуй и правда пойду сначала повожусь на грядке. Подойдя к ней, и сунув палец для проверки влажности земли, бабуля его чуть не сломала. Ведь вскопана земля то была всего на несколько сантиметров. Присев рядом, бабушка глазами искала лопату, чтобы молча взять и перекопать Мишкин «труд». Она не собиралась сдавать внучка родителям, из-за его не выполненной работы, но подоспевшая из стайки мама, и так все поняла без слов. Мишка обязательно после выслушает нравоучительный рассказ о пользе труда, о том, что нельзя обманывать, но сейчас он бежал так быстро, как только мог. Хоть и до штаба было совсем не далеко, он летел как метеор. Влетев стрелой на второй этаж сарая, он чуть не сбил всех, кто там был. Завалившись на сеновал он стал тяжело дышать, некоторое время спустя, как будто ни чего и не было, он ловко перевернулся на живот, взял травинку в рот, на манер лордов с сигарой в старинных чёрно-белых фильмах для пущей важности, он стал слушать. Ребята, окинув его быстрым взглядом, переглянулись, но давно привыкнув к Мишке и его выходкам, продолжили обсуждение.
План готов.
План заключался в следующем. На пригорке, недалеко от дачи Мишкиной бабушки, была дача сторожа школы дяди Паши. Обычный на вид пенсионер, но его все не любили. Ввиду возраста и грубого нрава он только и делал, что всех всюду поучал. Ему не нравилось относительно всё в нашей округе. Не дай бог Вам попасть с ним в автобусе на рядом находящиеся места, когда вы поедете в город. Нравоучения обеспечены. Во всяком случае так нам казалось тогда, в далёком детстве. Последней каплей было то, что дядя Паша несколько дней назад ивовым прутом отходил нескольких парней из нашей компании. А поводом послужила то ерундовая ситуация. Подумаешь пасущиеся козы объели ботву картошки на огороде дяди Паши, а больше истоптали конечно. К слову сказать, и удобрили знатно. Всё! Решено! Дяде Паше надо было преподать урок, а вот как? Это и обсуждалось в штабе, куда влетел Мишка.
Предложений было много, но всё не то. Наконец-то один из ребят высказался за то, чтобы сломать пару досок в гараж, или сарай и там устроить беспорядок. Но это было мелковато для нас. Решили идти ва-банк. Ночь наш союзник. Как только стемнеет, было предложено через дальний лаз в заборе попасть на участок Павла Егоровича и по есть всю зелёную клубнику, съесть весь зеленый крыжовник, вылить воду из бочки для полива растений, а может быть и даже открыть курятник. Хулиганы чистой воды, скажете вы? Может быть.
Сложность заключалось в том, что на даче была собака на привязи. Добрая дворняжка по кличке «Кудряш». Безобидная, но могла подать голос и весь план накрылся бы медным тазом. Решено было ликвидировать пса, но не стоит заранее пугаться, только лишь путём откармливания последнего, и отвязать его я с привязи, что и было сделано. Хорошо, что пёс был безобидным и практически сам лез на руки. Такое ответственное дело было решено поручить нашему товарищу по прозвищу «Лимон». Низкорослый, пухлый, с тёмными волосами, он идеально подходил на эту роль. Ведь у него мама работала поваром в местной столовой. Да и свиней они держали, поэтому проблем с прикормом «Кудряша» не было. Простая задача, но от её исполнения зависела судьба всей нашей операции.
После того как «Лимон» покормит пса, отвяжет его, он подаст знак, моргнув 2 коротких и 1 длинный отцовским фонариком. Роли были распределены, начинало вечереть. Решили не расходиться со штаба и выдвинуться единой группой сразу к даче дяди Паши.
Почти удалось.
Лёшка подав сигнал рукой сообщал, что пора выдвигаться. Подойдя к лазу в заборе мы старательно высматривали «Лимона», который не торопясь, с кастрюлей, полной какой-то еды, аккуратно шёл в сторону забора с противоположной стороны. Свет в окне кухоньки дяди Паши ещё горел, верно он смотрел вечерние новости. Это кстати, верно было его своё любимое занятие. И почему взрослые так любят эти новости? Ведь он мог смотреть их часами, а потом наспех накинув верхнюю одежду бежать обсуждать новости в местный сельмаг. Уж там было с кем поспорить, да и просто узнать все местные сельские новости, так сказать с пылу с жару.
И, вот мы с ребятами видим как «Лимон» стал подзывать «Кудряша» к себе, радостно крутя в руках кастрюлю. Он так мило улыбался и гладил свой живот, что мы с ребятами невольно сглотнули слюну. Кажется мы и сами были готовы уже отведать стряпни его мамы — тёти Лены. Запах варева должен был привлечь пса и задобрить. Так и вышло. Гладя по холке лохматого пёсика, «Лимон» искал узел на его ошейнике, чтобы отпустить последнего на волю. Уже со всем стемнело, а оговоренного сигнала так и не поступало. Мишка и Лешка начинали кусать пальцы, думая, что весь план провалился. Главное не попасться дяде Паше, когда будем разными тропками расходиться по домам. Ребята начинали нервничать, думая, что всё пропало, но тут в темноте еле, еле моргнул, как и положено, тусклый свет фонаря. Ай, да «Лимон», ай да молодец! Справился. Теперь дело было за нами. Отодвинув несколько досок Лёшка впустил по очереди всю группу в огород соседа, а сам аккуратно поставил доски за собой на место. А дальше был пир на весь мир. Если вы в детстве не ели соседскую зелёную и не спелую ягоду, то вам не понять, что на соседском огороде всё слаще. Вот и нам было сладко, пока на улицу неожиданно не вышел тот самый дядя Паша. Что ему понадобилось в поздний час на огороде? Может новостной блок закончился раньше? Или ему позвонил сосед? Промелькнула мысль у Лешки, но было поздно. Ребята с криками стали разбегаться кто куда. План отхода видно ни кто так и не вспомнил в этот момент.
Бегство.
Лешка и Мишка бегом рванули к калитке, на их удачу она была лишь прикрыта. Рванув по тропке вниз они кубарем скатились в траву. Были слышны крики дяди Паши, что нам, то есть подлецам не жить, что он нас поймает, да уши надерёт так сильно, что мать родная не узнает. И много ещё чего в ту минуту кричал рассвирепевший хозяин, завидев наши спины. Это явно придало сил и мальчишки рванули огибая соседский забор в другую сторону, где услышали, что к ним кто-то бежит. По силуэту они догадались, что это был «Лимон», который почему-то бежал с кастрюлей в руках. Нет бы бросить её, хотя по ней нас бы точно быстро опознали, потому как кастрюля, это явно вещественная улика, доказательство в руках дяди Паши. Она была из столовой, и на ней красной краской была выведена надпись «1 блюда». Наверное появиться «Лимону» дома без кастрюли было равносильно смертному приговору, поэтому «Лимон» прижимал её к себе как родную. Чуть пропустив вперёд «Лимона» мы украдкой стали пробираться вдоль сараев, тут и там оглядываясь и высматривая позади бегущего за нами дядю Пашу, а сами глазами искали свободный участок деревенской улицы. Осталось пройти 1 пригорок и мы на свободе.
Развязка.
Здесь недалеко был колодец с водой и трава была влажная, потому что из вёдер часто расплескивалась вода, пока её несли домой сельчане. Может быть именно на этой скользкой траве и поскользнулся «Лимон», и мы вслед за ним так и полетели все кубарем вниз. Упали мы в одну кучу прямо на «Лимона», но тот падая, подумал, что сверху на него приземлился, догнавший нас дядя Паша, и стал так громко вопить, кричать, что это не он, что его заставили, что он просто хотел покормить собачку, а есть на огороде без спроса ни чего не собирался. Плюхнувшись сверху на него мешком, Лёшку и Мишку разобрал такой сильный смех. Ведь они поняли, что пухлый и розовощёкий «Лимон» испугался. Да так сильно, что во всём почти сознался. Вдоволь посмеявшись над «Лимоном», и дав последнему пару подзатыльников для профилактики, они все вместе пошли по домам, каждый в свою сторону.
Мишка думал, что его точно на неделю запрут дома, заставят пить рыбий жир и делать все, все домашние дела. Может даже запретят смотреть мультфильмы на стареньком бабушкином ламповом телевизоре, и улицу он теперь увидит только из окон квартиры.
Лёшка грустил, что план до конца не был реализован, а дядя Паша оказался не наказан. Пока не наказан. Ведь у него уже зрел новый и дерзкий план отмщения. Осталось дождаться как их снова отпустят гулять, они вновь все соберутся в штабе. Да, и гараж с мотоциклом и Москвичом 412 Павла Егоровича был на соседней улице, около речки. Считай рукой подать.
Один «Лимон» шёл домой счастливый с улыбкой до ушей, понимая, что их всё-таки не поймали, что им удалось ловко сбежать, ни смотря ни на что. Как он ловко кормил «Кудряша» варевом для свиней, почёсывая его за ухом, а он лизал ему щёки своим шершавым языком. Ведь без его кастрюли у них бы точно ни чего не получилось. Бьюсь об заклад.